С приходом настоящей зимы в Украине снова заговорили о необходимости повышения цен на газ. Постоянный представитель МВФ в нашей стране Йоста Люнгман напомнил, что правительство в меморандуме подписалось под обязательством привести цену природного газа на внутреннем рынке до уровня импортного паритета.
То есть, продавать газ украинцам по цене не ниже, чем стоит его закупка за границей. Чтобы в конце концов прийти к внедрению свободного газового рынка.
“Важно, чтобы цены в дальнейшем определялись рынком, а практика скрытых и не связанных с доходами получателей субсидий – не возобновлялась”, – сказал Йоста Люнгман.
При этом в Фонде признают, что субсидии защищают самых нуждающихся.
Эксперты, опрошенные UBR.ua, считают, что правительство будет, как минимум, до конца отопительного сезона тянуть с повышением цены на газ. А если МВФ не удастся переубедить, то не исключен отказ от действующего кредитного соглашения и подписание нового. В начале недели НБУ уже предложил готовиться к подписанию новой программы сотрудничества.
Отказ по формуле
Похожие заявления о пересмотре стоимости газа представители МВФ делали в сентябре этого года. Однако правительство так и не выполнило в октябре свое же постановление №187 от 22 марта 2017 года и не стало поднимать тарифы на 19%.
По действующей процедуре КМУ обязан пересматривать стоимость газа для украинцев дважды в год – в начале и в конце отопительного сезона. Если действующий тариф окажется на 10% выше или ниже рассчитанного по формуле (учитывается стоимость газа на европейском хабе и курс доллара), его надо менять в большую или меньшую сторону.
Согласно расчетам НАК “Нафтогаз”, если бы это произошло, то уже сейчас вместо почти 7 грн. за кубометр надо было бы платить 8,2 грн. В то же время с 1 декабря “Нафтогаз” начал отпускать голубое топливо для промышленности дороже 9 грн. за кубометр. То есть, рыночные цены могут быть еще выше.
Поэтому Кабмин направил Фонду предложение по изменению формулы расчета, которая по всей видимости, пока не нашла одобрения.
Президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар считает, что в этом есть своя логика. Ведь примерно две трети в нашем газовом балансе составляет газ внутренней добычи. Потому нужен поправочный коэффициент, который будет это учитывать. Однако “Нафтогаз”, МВФ и правительство считают этот коэффициент каждый по-своему. Поэтому вопрос повышения тарифов пока снят.
Тянут время
Эксперты сходятся во мнении, что в отопительный сезон никто не пойдет на увеличение тарифов. Если бы хотели повысить и была бы потребность повышения, то сделали бы это раньше.
Как отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, МВФ кредитует на условиях достижения рыночных принципов ценообразования. Вероятно, в Фонде забеспокоились после того, как увидели расчеты бюджета на 2018 год и сопоставили их с мировыми ценами на нефть и газ, которые снова пошли вверх.
“В целом мы согласны с запланированным дефицитом бюджета на следующий год, но мы видим существенные риски как в статье доходов, так и расходов”, – сказал Йоста Люнгман.
По словам эксперта Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, это не официальная позиция МВФ, а скорее их напоминание о том, что Украина не выполнила свои обязательства. Ведь согласно формуле, мы должны были бы повысить стоимость газа уже этой осенью.
“Данное заявление вызывает удивление, так как “поезд уже ушел” и правительство фактически до апреля 2018 года решение этого вопроса. В итоге цена осталась прежней и можно сказать, что украинская бюрократия переиграла международную бюрократию (МВФ, ЕБРР и ВБ)”, – считает Корольчук.
А потому эти заявления вряд ли что-то сейчас изменят. МВФ отложил вопрос предоставления Украине очередных кредитных траншей минимум до конца года.
Возникла патовая ситуация: повышать тарифы дальше некуда, а без этого не будет новых кредитов. Пока Украина смогла перекрыть свои финансовые потребности за счет размещения долговых бумаг. Поэтому в начале 2018 года все будет относительно спокойно, хотя в целом ситуация складывается не лучшим образом: цены на нефть, а соответственно, и газ – растут.
Чего ждать
По мнению экспертов, в предвыборный год правительство попытается любой ценой избежать повышения тарифов. Сейчас активно появляются новости о новых проектах по добыче украинского газа. Кроме того, 7 декабря 2017 года Верховная Рада приняла правки в Налоговый кодекс, которыми понизила до 6% и 12% ренту на газ из новых скважин (соответственно глубинной свыше 5 км и до 5 км).
Например, словацкая Nafta и американская Cub Energy Inc. намерены пробурить свою первую скважину на Ужгородской газовой площади в 2018 г. “Укргаздобыча” подписала контракты с китайской Xinjiang Beiken Energy Engineering Co на бурение 24 новых скважин в Полтавской и Харьковской областях. Также “ДТЭК Нефтегаз” обещал после снижения ренты увеличить объемы нового бурения
И хотя увеличение добычи украинского газа – дело нескольких лет, а не месяцев, весной 2018 года, когда снова встанет вопрос о повышении тарифов на газ, правительство может сослаться на рост украинской добычи и падение потребности в импорте.
“Для получения кредита могут формально установить импортный паритет цен на газ, а затем, например, отдельной программой, уже не связанной с требованиями МВФ, сразу снизить цену, мотивируя увеличением доли местной добычи. Насколько мне известно, такая работа ведется, но каким конкретно будет этот механизм говорит пока рано”, -говорит Юрий Корольчук.
Но по факту коммунальная сфера все равно будет дотироваться, а тарифы – повышаться.
“Прогноз МЭРТ на 2018 г. содержит повышение на 20% тарифов на тепло и горячую воду из-за повышения стоимости газа. Поэтому роста тарифов не избежать. Вопрос только в том, когда это будет сделано”, – подчеркнул Дмитрий Марунич.
По его мнению, скорее всего, повышение будет летом, когда для населения рост тарифа будет не так заметен.
По словам экс-министра ЖКХ, председателя “Союза собственников жилья Украины” Алексея Кучеренко, правительство понимает, что за товар надо платить его реальную стоимость. Только где на это взять сейчас средства?
“Думаю, что к концу 2018 года мы дойдем до 100 млрд. грн. субсидий, если на них будет претендовать 80-85% населения. Нет расчетов, к чему приведет такое повышение тарифа, даже без учета возможных социально-политических последствий. Уже сейчас кризис роста неплатежей”, – заметил Кучеренко.
Например, “Нафтогаз” заключил первые 12 договоров о реструктуризации задолженности за природный газ с региональными теплоснабжающими организациями под гарантии местных органов власти. По состоянию на 13 декабря, общая задолженность потребителей разных категорий перед НАК “Нафтогаз” составила 32 млрд. грн.
В бюджете на 2018 год под субсидии заложено 71 млрд. грн. Для сравнения: аналогичная сумма расходов сформировалась уже на 1 ноября 2017 года. То есть, фактическая потребность за 10 месяцев 2017 года уже превысила на 10 млрд. грн. цифры, заложенные в бюджете на весь следующий год. Что признают в Минфине. По словам замминистра финансов Сергея Марченко, подобная ситуация возникла летом, когда пришлось увеличивать расходы на субсидии на 14 млрд. грн.
“Но мы надеемся, что найдем решение по этому поводу”, – заявил замминистра в эфире Радио Свобода.
В правительстве не исключают, что для погашения всех долгов по оплате энергоносителей снова придется корректировать бюджет.
Конечно, МВФ может возразить, что субсидии давно пора было монетизировать и проблемы не будет. Вот только на монетизацию понадобится не меньше, а может даже больше денег, которых у правительства просто нет.
Для экономии средств можно сократить количество субсидиантов. Ведь ни для кого не секрет, в том числе и для МВФ, что многие украинцы получают неофициальные доходы, а потому их реальная платежеспособность выше.
Вот только никто не может определить точно, какое количество семей подлежит “сокращению”.
“Даже если предположить, что количество субсидиантов удастся сократить вдвое, расходы на субсидии составят 50 млрд. грн. в год, плюс часть денег придется выделять на монетизацию”, – говорит Юрий Корольчук. (Константин Симоненко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)