“Нафтогаз Украины” окончательно потерял принадлежавшие ему спецразрешения на добычу газа и нефти в Украине.
Еще 14 декабря Высший административный суд отклонил кассационную жалобу компании, оставив в силе решения предыдущих инстанций, принятые на основании депутатского обращения Сергея Каплина. Таким образом, после завершения всех формальностей права на разработку газонефтеносных Будищанско-Чутовской, Оболонской и Писаревской площадей вновь будут выставлены на конкурс. Претендовать на них, по информации 112.ua, скорее всего будут частные игроки, приближенные к Банковой.
История вопроса
О том, что 14 декабря Высший административный суд вынес Постановление об отклонении кассационных жалоб Полтавского облсовета и ОАО “НАК “Нафтогаз Украины”, оставив в силе Постановление Окружного административного суда Киева от 13 сентября 2017 года и Постановление Киевского апелляционного административного суда от 14 ноября 2017 года без изменений, 112.ua сообщила пресс-служба Государственной службы геологии и недр Украины (Госгеонедр). Согласно этим решениям, были аннулированы специальные разрешения на пользование недрами на нефтегазоносных площадях на Будищанско-Чутовской площади (спецразрешение №4063 от 31.10.11), Оболонской площади (№4062 от 21.10.11) и Писаревской площади (№4294 от 29.12.12) в Полтавской области. Госгеонадра своим приказом №527 еще 1 декабря аннулировало эти спецразрешения, уточнили в пресс-службе. В “Нафтогазе” уточнили, что направили кассационную жалобу в Высший административный суд 4 декабря 2017 года.
Это единственные спецразрешения, которые были у “Нафтогаза” на разработку газонефтеносных площадей в Украине. “Нынешнему руководству “Нафтогаза” эти участки перешли в наследство от предшественников. Можно сказать, что случайно”, – рассказал директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль. По его словам, спецразрешения на месторождения были выданы “Нафтогазу” еще когда его главой был Евгений Бакулин. Он руководил компанией с 1 марта 2007 г. по декабрь 2007 г., а затем с марта 2010 г. по 25 марта 2014 г., после чего главой госкомпании был назначен нынешний руководитель Андрей Коболев. В период, пока Бакулин руководил компанией, на месторождениях активно велось бурение, причем, бурили в основном частные компании, вспоминает Геннадий Кобаль: “Это была “черная дыра” в принципе. В разведку и бурение вкладывались огромные средства, но никакого позитивного результата в виде объемов добычи газа не было”.
Директор ExPro Consulting отметил, что по сути “Нафтогаз” – управляющая компания и она не должна заниматься добычей газа сама. Для этого в ее структуре есть “Укргаздобыча”, “Черноморнафтогаз”, “Укрнафта”, которые именно на добыче специализируются. И за спецразрешения компания собственно сражалась только потому, что участки (на которые они были выданы) интересны для “Укргаздобычи”, которая должна выполнить план “Украина 20/20” (предполагает увеличение объемов добычи природного газа с нынешних 15 млрд. куб. м до 20 млрд. куб. м природного газа в 2020 г., что должно обеспечить энергонезависимость страны). “Пару лет назад эти три участка хотели передать от “Нафтогаза” в “Укргаздобычу”. Но как выяснилось, это не такой простой процесс. Одна компания должна была отказаться от спецразрешений и только после этого по законодательству могла произойти передача вступления в права другой компании. Таким образом, в случае отказа “Нафтогаза” от спецразрешений, не было никаких гарантий, что они перейдут именно к “Укргаздобыче”. Поэтому “Нафтогаз” и не спешил прощаться с ними”, – рассказал 112.ua Геннадий Кобаль.
“Все три месторождения довольно маленькие по доказанным запасам в мировом масштабе, но для Украины являются перспективными. Они сопоставимы с большинством новых структур. В Украине большие месторождения традиционного природного газа уже не открывают много лет”, – сказал в комментарии 112.ua исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Роман Опимах.
В пресс-службе “Нафтогаза” уточнили 112.ua, что на трех участках компания, начиная с 2018 года и до конца действия спецразрешений, планировала добыть 69,6 млрд. куб. м газа и 10,7 млн. т нефти и газового конденсата, что было бы “серьезным вкладом в реализацию программы правительства “Украина 20/20”. “Реализация “Нафтогазом” работ, запланированных на 2017 г., при условии возобновления специальных разрешений, только по Будищанско-Чутовской лицензионной площади, которая является наиболее разведанной, позволила бы уже в 2018 г. обеспечить добычу около 100 млн. куб. м газа и 190 тыс. т нефти”, – уточнили в пресс-службе госкомпании.
В “Нафтогазе” подчеркнули, что “решение об аннулировании специальных разрешений компании однозначно приведет к уменьшению в ближайшие годы потенциального объема добычи углеводородов в Украине”: “Это угрожает энергетической безопасности Украины и нанесет убытки госкомпании около 800 млн. грн., которые уже инвестированы в работы на месторождениях, также приведет к недополучению средств Госбюджетом (около 148 млрд. грн.), местными бюджетами территориальных громад Полтавской области (7,4 млрд. грн.)”.
Планы работ на 2017 год предусматривали инвестиции около 1,1 млрд. грн. в геологическое изучение всех трех площадей, уточнили в пресс-службе.
На долю государственной “Укргаздобычи” сегодня приходится около 75% добычи газа в Украине, остальное добывают частные компании.
Каплин против, суд тоже
История аннулирования специальных разрешений “Нафтогаза” на разработку нефтегазоносных площадей началась еще в декабре 2016 г. с депутатского обращения нардепа Сергея Каплина в Госгеонадра. Депутат просил применить меры в отношении отмены спецразрешений. 31 января 2017 года Полтавский облсовет принял решение №357 об остановке действия спецразрешений. На его основе Госгеонедра 13 марта 2017 г. издали приказ об остановке срока действия спецразрешений “Нафтогаза”. “Следует отметить, что решения Полтавского облсовета и обращение народного депутата Каплина не содержало достаточно оснований, подтверждающих документов, анализа состояния дел и соответствующих материалов в отношении нарушений, якобы допущенных “Нафтогазом” на лицензионных участках. В частности, в приказе №124 (Госгеонедр) не было указано, какие именно действия “Нафтогаза” или бездеятельность расцениваются как нарушения. Не было указано и конкретных норм законов или подзаконных актов, также пунктов соглашения об условиях использования недр или программы для него, которые были якобы нарушены компанией”, – заявили в пресс-службе “Нафтогаза”.
Кроме того подчеркнули, что госслужба издала приказ об остановке действия спецразрешений без проведения плановой или внеплановой проверки либо же осмотра, чем были нарушены нормы Закона Украины “Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” и Порядок осуществления государственного геологического контроля, утвержденный постановлением Кабмина от 14 декабря 2011 г. №1294.
Действительно, когда происходят подобные события (обращение Каплина с серьезными обвинениями в адрес “Нафтогаза”), они должны сопровождаться проверкой на месте контролирующего органа (Геоконтроля), сказал 112.ua Роман Опимах: “В данном случае проверки не было. Такие односторонние решения государства довольно негативно влияют на инвестиционный климат отрасли”.
В пресс-службе “Нафтогаза” также сообщили 112.ua, что суд “немотивированно не указал в судебном решении аргументы и доказательства, поданные госкомпанией, что привело к неполному выяснению обстоятельств дела и несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела”.
В пресс-службе “Госгеонедр” подтвердили, что 12 декабря 2016 года получили депутатское обращение Каплина. “В нем народный депутат указал на информацию в отношении неудовлетворительного состояния поисковых скважин, а также деятельность “Нафтогаза”, которая совсем не направлена на комплексное выполнение работ с целью быстрейшего поиска нефти и газа. Наоборот, она была направлена на затягивание работ для непрозрачного освоения менеджментом госкомпании более двух млрд. грн. на непрофильную для госкомпании деятельность по поиску и добыче углеводородов”, – сообщили в пресс-службе “Госгеонедр”.
Также в обращении говорилось о том, что “Нафтогаз” по результатам комплекса детальных геофизических и других исследований на протяжении 2013-2016 годов не выполнил обязательства в отношении бурения одной поисковой (6 тыс. м) и двух разведывательных скважин (5 тыс. м), из-за чего не были выполнены обязательства в отношении добычи углеводородов, согласно Программы геологического изучения, утвержденной Дополнением №2 к Соглашению №4063 от 31.10.2011 на выполнение Специального разрешения, выданного на Будищанско-Чутовскую площадь.
Поисковые скважины №100, №101 Руновщина, а также скважина №110 Руновщина с 2013 г. не были законсервированы и находятся под давлением, что является нарушением деятельности в отношении добычи нефти и газа и могло привести к негативным последствиям для экологии, безопасности и здоровья жителей Полтавской области, утверждал Каплин. В своем обращении он обвинял “Нафтогаз” и в том, что он “потратил значительные средства на выполнение подготовительных работ, предусмотренных пунктами 1-4 Программы работ, не начав при этом бурения двух разведывательных скважин (запланированных на 2014-2016 гг.) и составления проекта исследовательско-промышленной разработки на Будищанско-Чутовской площади, рассказали 112.ua в пресс-службе Госгеонедр.
В то же время, в пресс-службе “Нафтогаза” заявили, что программа работ на Будищанско-Чутовской лицензионной площади “выполнялась со значительным опережением, в результате чего было открыто 3 месторождения – 2 газовых и одно нефтяное”. “На балансе “Нафтогаза” находятся 3 продуктивных скважины, которые вследствие аннулирования спецразрешения госкомпания вынуждена законсервировать”, – сообщили в пресс-службе.
В “Нафтогазе” сообщили, что в целом инвестировали в разработку трех участков 799 млн. грн. В частности, средства направлялись на геофизические исследования, геолого-тематические работы, бурение скважин, лабораторные исследования керна скважин.
“Каплин, как известно, довольно долго и методично критикует “Нафтогаз” и “Укргаздобычу” уже при нынешнем руководстве компаний. Он родом с Полтавской области и тесно связан с местной политической и бизнес-элитой. Как известно, “Укргаздобыча” имеет большие проблемы с согласованием спецразрешений в Полтавском облсовете”, – говорит Геннадий Кобаль. По его словам, о том, в чьих интересах он мог действовать, станет известно после того, как узнаем, кому в итоге достанутся нефтегазоносные площади “Нафтогаза”.
Что дальше?
В то же время хорошо информированный источник 112.ua в правительстве допускает, что спецразрешения у “Нафтогаза” могут быть отобраны в интересах народного депутата Игоря Кононенко, имеющего интерес в добывающей сфере и контакты с видными игроками на рынке.
По словам Опимаха, согласно действующему законодательству невозможно забрать участки и вынести их в пакете на аукцион. “Спецразрешения на их разработку по закону аннулируются и дальнейшее вынесение участков на аукцион предполагает прохождение процедуры согласования заново, в том числе и с облсоветом. Вся процедура в целом, если мы говорим о стандартном аукционе, может занять порядка 9 месяцев. И в данном случае сроки ее проведения будут сильно зависеть от скорости ответа Полтавским облсоветом”, – сказал 112.ua исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний. Опимах также сказал, что если новый аукцион или конкурс на эти месторождения будет объявлен, “Нафтогаз” или “Укргаздобыча” также могут в нем участвовать и законом это не запрещено.
Впрочем, если бы месторождения планировали оставить в собственности госкомпаний, всей этой истории не было бы. Наверняка, теперь контроль над ними перейдет в руки частных добытчиков.
В Украине в сфере газодобычи не осталось ни одной крупной международной компании из тех, которые ранее проявляли к ней интерес. Сейчас отрасль контролируется исключительно украинскими олигархами. Причем, наибольших успехов в сфере удалось достичь компаниям, собственники которых имели дополнительный финансовый ресурс, полученный в других направлениях деятельности. В частности, успехов смогли достичь Ринат Ахметов (ДТЭК) и компании, подконтрольные Игорю Коломойскому.
Также на рынке представлены входящая в Смарт-Холдинг Вадима Новинского компания Regal Petroleum, “Гео Альянс” Виктора Пинчука, Burisma Николая Злочевского. Также недавно на рынок газодобычи вышли компании, которые принято связывать с нынешним министром МВД Арсеном Аваковым. В частности, это компании “Гранулит” и “Энергия 95”. Отечественные олигархи заинтересованы в приобретении прав на разработку месторождений, в надежде, что в будущем им удастся их выгодно перепродать иностранным компаниям, либо же оставив права собственности за собой, выгодно зарабатывать на ренте, рассказал хорошо информированный источник: “Иностранные же компании, имеющие доступ к серьезным денежным ресурсам, видя непрозрачность и коррупцию в сфере газодобычи в Украине, с выходом в страну пока не торопятся”. (Елена Голубева, 112.ua/Энергетика Украины и мира)