Отличительной чертой 2018 г. станет предельная нестабильность нефтяного рынка. Ее основным источником является Дональд Трамп, внешняя политика которого способствуют росту напряженности на Ближнем Востоке и Корейском полуострове. Влияние этих и других геополитических факторов могут разогреть цены на нефть до $80/барр., информирует Worldoil со ссылкой на доклад Citigroup.
После прошлогоднего роста цен на сырую нефть действующий президент США переключил свое внимание на внешнюю политику. Желание Трампа ввести санкции против Ирана и Северной Кореи усилило геополитические риски, которые могут иметь значительные последствия для нефтяного рынка. Кроме того, нарастают политические волнения в таких странах, как Ирак и Ливия, что, в конечном итоге, приведет к сокращению поставок “черного золота” и будет способствовать росту мировых цен до $70-80/барр., отмечается в докладе Citigroup.
“Многие из этих неопределенностей могут оказать значительные последствия на сырьевые рынки”, – отметили аналитики Citigroup в своем отчете, получившем название “Знаковые события 2018 г.: Трамп усиливает [глобальные] системные риски”.
Решение ОПЕК и партнеров картеля, включая Россию, об ограничении нефтедобычи, в 2017 г. дважды становилось причиной ценового ралли. Теперь инвесторы, напуганные многолетним переизбытком предложений, следят за тем, смогут ли США и дальше увеличивать добычу [а также экспорт] нефти.
Однако, самым крупным источником системных рисков для глобальных сырьевых рынков в текущем году может стать Дональд Трамп, считают в Citigroup. По итогам 2017 г. средняя стоимость эталонной смеси Brent, являющейся ориентиром для половины продаваемой в мире нефти, составила $54,75/барр. В январе 2018 г. цена фьючерсных контрактов по Brent подскочила выше $69/барр. При этом стоимость западно-техасской эталонной смеси WTI достигла уровня в $63,38/барр.
Повторное введение санкций США в отношении Ирана, третьего по величине производителя ОПЕК, скорее всего, вызовет падение поставок сырья на 500 тыс. барр./сут., и приведет к росту цен на нефть на $5/барр., сказано в документе. При этом сторонники жесткой линии в Тегеране также не прочь разорвать всеобъемлющее антиядерное соглашение, подписанное между Ираном и “большой шестеркой” в январе 2016 г.
За последние несколько месяцев резко обострилась риторика из Северной Кореи и в отношении Северной Кореи. По мнению аналитиков Citi она несет “незначительный риск” трансформации информационного противостояния в военный конфликт. Однако она способствует тому, что некоторые страны ускоренными темпами наращивают свои стратегические сырьевые запасы, включая нефть, что создает дополнительный спрос.
Антиправительственные протесты в Иране, а также перебои с экспортом из Ирака, Ливии, Нигерии и Венесуэлы, могут стать в этом году причиной падения мировых поставок нефти более чем на 3 млн. барр./сут.
Чрезмерное ужесточение природоохранных законов в Китае, превышение или недостаточное производство сланцевой нефти в США, а также серьезная эскалация торговых трений между администрацией Трампа и Пекином, несут в себе дополнительную нестабильность для мирового рынка нефти, резюмируют в Citigroup. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)