Предложения Минэнерго могут привести к повышению цен на газ для населения на 14% и закрепят позиции Дмитрия Фирташа на этом рынке до 2021 г.
Рост цен на газ для населения – самая болезненная тема для украинских властей. А накануне выборов повышение тарифов и вовсе равнозначно политическому самоубийству. Ирония в том, что приведение цен на газ для населения к импортному паритету – это обязательство Украины перед Международным валютным фондом. А без средств МВФ экономике просто не устоять. С осени прошлого года представители Кабмина безуспешно ведут переговоры с МВФ о пересмотре своих обязательств. Из-за этого фонд откладывает выделение очередного транша.
15 января на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности был опубликован проект постановления Кабинета министров о пересмотре формулы, по которой рассчитывается цена газа для населения. Даже беглый анализ документа показывает, что в случае его принятия, тарифы на газ для украинцев вырастут.
Сам документ не предусматривает приведение цен к импортному паритету и замораживает создание полноценного газового рынка как минимум до конца 2021 г. Первые публикации в СМИ на эту тему вызвали реакцию отрицания у министра энергетики Игоря Насалика. Информацию о том, что Минэнерго инициирует повышение цен, министр назвал “полной чушью”.
В самом проекте постановления кроме изменения формулы цены предлагается в четыре раза повысить торговую надбавку для газовых сбытовых компаний (подразделения облгазов) – до 10%, а также предоставить им прямой доступ к газу государственной Укргаздобычи, полностью исключив из цепочки поставок НАК Нафтогаз Украины.
LIGA.net рассчитала на сколько может повыситься цена газа для населения, и почему инициатива Минэнерго играет на руку Дмитрию Фирташу
Цены газа для населения
В апреле 2016 г. Кабмин привязал цены на газ для населения к котировкам немецкого хаба NCG с учетом доставки к западной границе Украины. Конечная цена для потребителя составляла 6879-6958 грн./тыс. куб. м (с учетом НДС, расходов на транспортировку по Украине, торговых надбавок продавцов).
Согласно постановлению Кабмина №187 от 22 марта 2017 года, цены на газ для населения должны были вырасти еще в октябре 2017 года. Документом был предусмотрен пересмотр тарифов в случае изменения котировок NCG более чем на 10%. Летом 2017 года Нафтогаз подал в Кабмин финансовый план, в котором было предусмотрено повышение цен на 18,84%.
Впрочем, правительство отказалось выполнять собственное постановления и заявило о необходимости пересмотра формулы цены. Пока эта формула разрабатывается, Кабмин обязал Нафтогаз до апреля 2018 года продавать газ по старой цене. Это так называемые специальные обязательства (PSO), возложенные на госхолдинг.
15 января Минэнерго опубликовала на своем сайте проект постановления, который должен заменить постановление №187. Документом, в частности, предлагается новая формула ценообразования, о которой неоднократно заявлял премьер-министр Владимир Гройсман.
Минэнерго предлагает исключить из цены газа расходы на транспортировку от немецкого хаба к границе Украины. То есть, формулу “хаб плюс” предлагается заменить формулой “хаб минус”.
Доставка газа от хаба к точке входа в Украину стоит около $25-30/тыс. куб. м (720-860 грн.). На первый взгляд именно на эту сумму должна снизиться цена газа для населения.
В реальности цена газа, согласно новой формуле, вырастет. Дело в том, что Минэнерго предлагает изменить расчетный период котировок NCG, перенеся его на апрель-сентябрь года, предшествующего году поставки. С учетом среднего курса, а также повышения максимальной надбавки для газосбытовых компаний с 2,5% до 10% (сейчас облгазы) цена вырастет на 14% с нынешних 6 958 грн./тыс. куб. м до около 7 920 грн./тыс. куб. м, по расчетам LIGA.net. Это довольно легко проверить, все составляющие формулы находятся в открытом доступе.
Реакция премьер-министра Владимира Гройсмана была незамедлительной. Он поручил проанализировать планы Нафтогаза по цене импорта газа в будущие периоды, а также обратился к министру энергетики с просьбой прокомментировать информации о возможном повышении цен.
“Полная чушь. Мы уже обговаривали предварительно: это проект, который будет рассматриваться на правительстве, он проходит как регуляторный акт и абсолютно не имеет отношения к повешению цены на газ”, – ответил Насалик. – Мы не инициируем повышения цен на газ”.
При чем здесь Фирташ
Украинские власти с 2014 года говорят о необходимости создания полноценного рынка газа в стране. Упрощенно, газовый рынок – это конкуренция поставщиков за потребителя, в том числе на рынке поставок населению и коммунальным предприятиям. Сейчас домохозяйства и ТКЭ потребляют более половины всего топлива – около 16 млрд. куб. м в год.
Для создания такой конкуренции необходимо уравнять цены на газ для промышленности, населения и коммунальщиков, чтобы у частных компаний появился коммерческий интерес продавать топливо для домохозяйств, а не только заводам и фабрикам.
Сейчас газ для потребностей населения продает только Нафтогаз. При этом стоимость этого газа на 40% ниже, чем для промышленности. К примеру, госхолдинг в январе продает газ на коммерческом рынке по 8 144 грн./тыс. куб. м (без НДС и других расходов). Для населения цена газа составляет 4 942 грн./тыс. куб. м. Более того, цена газа для населения регулируется правительством, в то время как промышленность закупает цены на свободном рынке.
Сам Нафтогаз не является конечным продавцом газа. Топливо населению реализуют подразделения облгазов – газовые сбытовые компании. Около 70% рынка таких поставок контролирует облгазы, принадлежащие предпринимателю Дмитрию Фирташу и его бизнес-партнерам. Все объемы газа для потребностей населения облгазы покупаю у Нафтогаза, который в свою очередь покупает его у своей 100%-й дочки – ПАО Укргаздобыча.
Проектом постановления, который разработало Минэнерго, предлагается поменять эту цепочку поставок. Но к созданию рынка газа это имеет отдаленное отношение.
Во-первых, Минэнерго предлагает сохранить регулируемые цены до конца 2021 года, продлив специальные обязательства. При этом из схемы реализации газа населения полностью убирается Нафтогаз. Вместо этого, Укргаздобыча будет обязана продавать газ всем, кто изъявит желания поставлять его населению. Нафтогаз будет обязан продавать газ только предприятием коммунальной энергетики.
К появлению новых игроков на этом рынке это не приведет. Базы абонентов бытовых потребителей находятся у облгазов. За много лет они наработали методы работы с населением и вряд ли уступят свои позиции. Кроме поставок газа облгазы монопольно контролирует транспортировку топлива по распределительным сетям.
Во-вторых, цена газа остается регулируемой и будет пересматриваться на основании прошлогодних котировок. К примеру, цена на апрель 2018 – март 2019 года будет определяться на основе цен NCG с апреля по сентябрь 2017 года, а также курса гривны в этот период. Апрель-сентябрь – это период самых низких цен на европейских газовых биржах. Ни один иностранный инвестор не будет вкладывать в бизнес с подобным ценообразованием.
Сама цена, определяемая формуле, не учитывает расходов на транспортировку газа от европейских хабов к границе Украины. Это означает, что ни один участник рынка не сможет импортировать газа и продавать газ населению.
В итоге постановление просто законсервирует рынок газа для населения за уже существующими монопольными игроками – облгазами. При этом их торговая наценка (маржа) вырастет в 4 раза до 10%.
Нафтогаз будет обязан закупать импортный газ только в летние месяцы и обеспечивать потребности ТКЭ из этих запасов по регулируемой цене. Из-за роста цен на европейском рынке и прогнозируемой девальвации гривны, закупочная цена Нафтогаза будет значительно выше установленной по новой формуле.
“Все дискуссии, какой должна быть цена, надо прекратить. Газ – это рыночный товар. Надо просто передать формирования цены газа на рынок и передать регулятору возможность эффективно надзирать, – сказал глава компании Андрей Коболев на пресс-конференции. Продление спецобязательств до 2021 г. будет означать потерю млрд. прибылей”. (Евгений Головатюк, Лига Бизнес/Энергетика Украины и мира)