Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: идет строительство хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) в зоне отчуждения

С официального старта строительства Центрального хранилища для отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС прошло два месяца.

Что сейчас происходит на строительной площадке хранилища, которое, как уверяют его проектировщики, одно из самых современных и безопасных в мире, рассказывается в репортаже, опубликованном на сайте НАЭК “Энергоатом”.

Несмотря на -12-градусный мороз, строительные работы идут достаточно активно. Земля в прямом смысле дрожит под ногами – идет активная фаза работ с привлечением тяжелой техники.

“Сейчас продолжаются работы по вертикальной планировке площадки до проектной отметки +138.8, с послойным уплотнением почвы, – объясняет генеральный директор компании Генподрядчика строительных работ “Укрстроймонтаж” Николай Еманов. – Это большой объем. Надо переместить около 138 000 куб. м грунта. Техника снимает его в северной части стройплощадки и перемещает на южную, в соответствии с проектными рабочими чертежами”.

Это делается, чтобы выровнять рельеф площадки под строительство. Работы по выравниванию к общей отметке 138,8 м планируют завершить в марте. Параллельно с другими работами идет утрамбовка почвы, также берутся замеры ее плотности, для проверки соответствия безопасным нормам (процесс контролируется специальной лабораторией).

На площадке ЦХОЯТ говорят, что морозная погода не только не вредит, но и помогает строительству. Так, по большому счету, строительная площадка – это сплошная смесь песка и глины. И, когда тепло тяжелая техника вязнет и работает медленнее. При минусовых же температурах почва уплотняется интенсивнее, а значит и качественнее.

Зачистка грунта от радиации также принесла свои плоды. Так, сейчас на строительной площадке уровень радиации колеблется в пределах 0,11 – 0,13 мкЗв-ч (санитарная норма – 0,30 мкЗв-ч, в Киеве среднесуточные показатели колеблются от 0,09 до 0,22 мкЗв-ч ).

Сейчас на стройплощадке работает около 45 человек. В дальнейшем к выполнению работ будут привлечены более 250 человек. Работают обычно, вахтовым методом – 15 дней на работе, 15 дней дома. Сейчас ведутся работы по обустройству временного городка для строительно-монтажных субподрядных организаций: ЮТЕМ-Инжиниринг, “Укрэнергомонтаж”, Укртрансбуд.

Согласно календарному плану, в 2018 году должна быть завершена прокладка всех внутренних сетей и коммуникаций, так называемый “нулевой цикл” – котлованы, здания и сооружения ЦХОЯТ, и начат переход к строительству “выше нуля” – прокладке сетей, обеспечению физзащиты территории, сооружения маслосборников, внутренних сетей, строительства площадки для хранения контейнеров и узла перегрузки … Работы на “нулевом цикле” планируется завершить в первой половине 2018 года, а строительство “выше нуля” начнется во второй половине текущего года.

На данный момент уже залиты фундаменты под временные склады – “холодный” (для металлических запчастей и конструкций) и “теплый” (для оборудования и оборудования). Выполняется монтаж временного ограждения объекта, обустраивается площадка для бетого завода, который будет обслуживать потребности строительства.

Готовы фундаменты под два временных контрольно-пропускных пункта и под комплектную трансформаторную подстанцию – для организации временного электроснабжения. Оборудовано устройство септиков для хозяйственно-бытовой канализации. Прокладываются временный хозяйственный питьевой и технический водоводы. Начались работы по прокладке дренажной канавы, обустраиваются временные подъездные пути.

Но при этом есть и бюрократические проблемы, которые мешают работать.

Так, на стройплощадке не хватает освещения для работы в темное время суток. Несмотря на то, что фундамент для комплектной трансформаторной подстанции готов и есть проект, и мачты освещения, и проектом предусмотрено подключение объекта к сети, Киевоблэнерго его никак согласует.

“Даже несмотря на то, что этот объект имеет стратегическое значение для страны, и несмотря на четко определенные сроки украинские чиновники остаются крайне тяжелыми на подъем… Конечно, сейчас в условиях зимы и минусовых температур мы обеспечили рабочий персонал теплом и электричеством. Мы установили дизель-генераторы и людям есть где согреться в тепле и со светом, но эту проблему необходимо решать”, – рассказал Еманов.

Помимо работ на площадке ЦХОЯТ в зоне ЧАЭС идет строительство железной дороги к хранилищу.

Работы выполняет фирма-подрядчик “Укрэнергомонтаж”, которая заключила прямой договор с НАЭК “Энергоатом”. Уже смонтировано более 1800 метров дороги из 5800 метров предусмотренных проектом, рассказал представитель подрядчика, мастер участка Виктор Пойчук.

По моей информации, работы должны завершить в апреле 2018 года. Но сейчас, на пути прокладки полотна возникла небольшая естественная преграда, и, вполне возможно, что сроки выполнения будут перенесены, – рассказывает мастер участка Пойчук, – Это заболоченные участки. И все бы ничего, но из-за большого количества осадков, выпавших в ноябре-декабре прошлого года, территория оказалась затопленной. Уровень воды на участке поднялся до отметки около 1,7 метра. Сейчас Заказчик принимает техническое решение – что с этим делать. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version