Территориальный раздел Сирии на зоны ответственности нескольких государств позволил РФ и Турции 19 января достичь компромисса в многолетнем газовом проекте, который напрямую касается будущих транзитных доходов Украины – строительстве второй нитки подводного сегмента газопровода «Турецкий поток».
Многие в Киеве расценивают проект как прямую угрозу одному из основных направлений транзита природного газа через Украину, юго-западному. С помощью украинского транзитного сервиса страны Юго-Восточной Европы закупают в РФ по 60-90% потребляемого ими газа. В отличии от ориентированных на внутренний рынок Турции подводного газопровода “Голубой поток” и строящейся первой нитки “Турецкого потока”, второй TurkStream заточен исключительно на экспорт газа через Турцию в ЕС. То есть на юго-западный регион украинских транзитных интересов.
Алармисты уверены, что проект приведет к сокращению украинского транзита. Поскольку новые формы и направления транзита в Украине за несколько лет конфронтации с Газпромом почему-то так и не смогли разработать.
Труба дело
Строительный проект ТП-2 разрабатывался с очевидной целью – шантажировать Киев сокращением транзита и вымогать у него привилегии взамен на обещания больше не пугать. Впрочем, это не единственный мотив. Некоторые эксперты полагают, что строительство всех обходных газопроводов, включая ТП-2, в итоге, только увеличит число географических источников импорта газа в Украину.
Как и в случае с идущим в Германию “Северным потоком”, аналогичные ему по смыслу обходные петли в Турции только увеличат избыток газа на местных рынках. В итоге они лишь увеличат импорт газа в Украину с новых направлений за счет реверсных поставок или своп-операций. То есть, реализация угрозы только усилит конкуренцию между направлениями импорта, и приведет к снижению цен.
Выглядит несколько преувеличенной и угроза падения транзитных доходов Украины от обходных газопроводов. В Газпроме по старинке считают, что способны сокращать в украинском направлении все что угодно, вплоть до подачи воздуха. Но европейским покупателям российского газа эта тактика явно не по душе.
Завозить закупаемый у РФ газ через Украину странам Центральной Европы и Италии дешевле, чем по более длинному пути через Турцию или Германию. Причем, дело не только в более низкой цене транзитных услуг Украины, но и в укороченной протяженности газопроводов.
Еще один серьезный критерий выбора – крупнейшие в Европе украинские подземные хранилища газа. В них покупатели могут накапливать огромные транзитные партии товара, ожидая самых выгодных цен для продажи. Ничего подобного и в помине нет на обходных маршрутах. Что на белорусском “Ямал-Западная Европа”, что на “Северном потоке” и “Турецком потоке”, таких хранилищ очень мало.
В Турции, например, мощность всех существующих хранилищ не превышает 2,5 млрд. куб. м. газа. Для сравнения украинские установленные мощности ПХГ превышают 32 млрд. куб. м., а проектные достигают 72 млрд. куб. м. Конечно, можно построить новые рентабельные хранилища по маршрутам транзита. Но за огромные деньги, в далеком будущем и сугубо теоретически. Потому что строят их только в местах больших выработанных газовых месторождений. А за исключением Украины, таких мест в прилегающей к нам части Европы и Азии очень мало. Их практически нет – так хищнически разрабатывать украинские месторождения газа, как это в конце ХХ века делал СССР, на континенте никто больше себе не позволял.
Кто претендует на украинскую ГТС?
Намного большую угрозу ТП-2 представляет скорее для другого, сугубо внутреннего процесса – намерения сдать в аренду государственные активы ГТС, который с конца 2017 года развивается быстрыми темпами. Сам по себе процесс привлечения независимых от Газпрома международных газовых корпораций может принести украинской экономике только положительный эффект. А проблемы кроются лишь в отдельных его деталях. Например, как именно этот процесс проводится и сколько кандидатов в Киеве хотят отобрать к финишной прямой конкурса: всех желающих или только тех, в участии которых существуют “глубоко непубличные соображения”.
Конкурсные торги на право частной аренды активов государственной ГТС украинские власти изначально планировали проводить в 2018-2019 годах – накануне грядущих президентских выборов. Могли планировать и более ранние сроки, но этого не произошло. Значит “соображения” играли не последнюю роль. В подтверждение этой гипотезы можно взглянуть на очень короткий на сегодня список наиболее вероятных претендентов на аренду государственных активов украинской ГТС.
За 3 года, с 2014 по 2017 годы, украинские власти с огромным трудом отыскали всего две корпорации, которые принято называть более-менее реальными претендентами. Это итальянская Snam Rete и французский гигант Engie, ранее много лет известный как Gaz de France или GDF Suez.
Французская корпорация намного больше и богаче итальянского претендента. Она владелец крупных газораспределительных активов в Румынии, совладелец ГТС Словакии и, что главное, является одним из ведущих акционеров “Северного потока”. Стоит отметить и тот факт, что французский газовый гигант умудряется обходить санкции ЕС против РФ, и рискует попасть под санкции США.
Snam Rete владеет только долями в ГТС Австрии и Словакии. Но российский послужной список итальянской газовой корпорации выглядит большим, чем французский. Все потому, что в 2016 году итальянская корпорация под давлением “Третьего энергетического” пакета законов ЕС вышла из состава материнской группы компаний ENI. Вышла сугубо формально, потому что у всех компаний остался один и тот же ведущий государственный акционер – финансовый холдинг SDP Reti. Как шутят сами итальянцы – разделили директоров, но бухгалтеров разделить забыли.
Все это очень важно для Украины, потому что нефтегазовый гигант ENI считается вторым по масштабу партнером российского Газпрома в Европе. И понятно в чью пользу он будет делать выбор. Корпорация Snam, как бывшее торговое подразделение добывающего гиганта, является вторым ведущим покупателем газа у РФ после Германии. А еще одно бывшее подразделение ENI, инженерно-строительная компания Saipem, является эксклюзивным проектировщиком практически всех обходящих Украину трубопроводов Газпрома.
Не транзитом единым
Почему на аренду госактивов украинской ГТС претендуют всего 2 компании – отдельный вопрос. Например, в Пекине давно озабочены развитием экспорта в ЕС китайских нефтегазовых компаний, работающих в Казахстане. Но в списке проработанных и более-менее реальных претендентов на аренду украинской ГТС нет корпораций Ближнего или Дальнего Востока. Как нет в нем и газовых корпораций США или Канады, по крайней мере, сейчас. Только связанные с Газпромом компании Франции и Италии.
Между тем, в Украине с арендой ГТС многие связывают свои радужные предвыборные надежды 2019 года. Вот только узкий избирательный подход к формированию клуба реальных кандидатов может обернутся плохо. Украинские власти будто специально составляют список претендентов на ГТС из газовых корпораций, которые могут попасть под санкции США и ЕС.
В конечном итоге этом может привести к срыву или затягиванию конкурса. Если смотреть еще дальше, не исключено, что на каком-то этапе затягивания реформы в списках претендентов неожиданно вынырнут компании Дмитрия Фирташа. Поводом для этого может стать “низкая привлекательность активов ГТС для большинства инвесторов”.
Сделать им это будет несложно, ведь ключевые компании Фирташа давно и прочно пустили корни в Австрии, Германии и Великобритании. Все они ныне активно участвуют в реверсных поставках газа в Украину из ЕС. И делают это несмотря на все обвинения, выдвинутые Фирташу со стороны ФБР.
Российский “страхопровод”
Газпром пока не сумел привлечь к строительству ТП-2 турецкую государственную трубопроводную компанию Botash. Ее участие планируется в конце этого года – для строительства сухопутного сегмента газопровода. Итальянской Saipem, традиционного для рынка Турции партнера Газпрома, в этом проекте также нет. Наверное, ему достаточно участия в “Голубом потоке”. Вместо итальянцев в проекте ТП-2 участвует швейцарский морской строитель Allseas и британская инжиниринговая Petrofac. Последнюю возглавляет британский миллиардер Айман Асфари, личный оппонент президента Сирии Башара Асада. Это демонстрирует насколько глубоко Москва, будучи союзником Асада, намерена заигрывать с ненавидящей Асада Турцией. В РФ готовы на все – только бы к началу 2019 года Анкара все же решилась вовлечь в проект ТП-2 свою трубопроводную госкомпанию.
Зачем такой напор? Затем, во-первых, что Botash в таком случае, станет нарушителем санкций США против российской газовой монополии. Это главный стратегический интерес Москвы. Во-вторых, попав в соинвесторы проекта ТП-2 и в зону санкционного риска, турки вряд ли решаться принимать участие в грядущем конкурсе на аренду украинской ГТС.
Чтобы понять, насколько серьезно в РФ намерены использовать санкционные риски для коррекции реформы украинского газового транзита, приведем один факт. 17 января из-за циклона Фредерике буквально посреди Атлантики был развернут супертанкер-газовоз корпорации Engiе, который вез СПГ из РФ в США. Как позже сообщили французы, танкер повернули исключительно из-за высоких метеорологических рисков. А после Испании он все равно повезет газ в США.
Однако этот заурядный инцидент большинство российской прессы объясняло отнюдь не погодой. По их версии танкер развернули из страха французской Engiе перед американскими санкциями, поскольку та допустила сотрудничество с лицами из санкционного списка.
Судя по тому, как в Киеве формируют список претендентов, подобные инсинуации будут применятся и во время подготовки конкурса на право аренды украинской ГТС. А вот будут ли созданы условия для участия в конкурсе госкорпораций Турции, зависит от политики украинского правительства по стимулированию и отбору кандидатов. Ведь пока в этом списке Киев не очень-то жаждет видеть газовых гигантов США, Китая или Канады. (Андрей Старостин, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)