В ближайшее время цены на АЗС, скорее всего, вырастут.
Бензин и дизельное топливо в Украине продолжают дорожать, и, скорее всего, в ближайшее время цены на них вырастут еще больше. От чего зависит стоимость нефтепродуктов и как можно сдержать ее рост, выяснял “Апостроф”.
Цены на нефтепродукты в розничных сетях Украины продолжают расти. За 2017 год бензин в среднем подорожал на 20%, дизельное топливо – более чем на 22%. С начала 2018 года ценовой рост продолжился. Если в большинстве розничных сетей бензин А-95 продается по 30-32 грн./л, то на отдельных АЗС цена превышает 33 грн./л.
Сжиженный газ на украинских автозаправках также дорожает: согласно данным мониторинга консалтинговой компании UPECO, средняя стоимость автогаза на АЗС по состоянию на 23 января составила 13 грн./л. При этом за минувший год цены на сжиженный газ выросли менее чем на 3%, несмотря на резкий скачок в августе из-за образовавшегося дефицита.
Два фактора
Дефицита топлива в конце прошлого года и в начале нынешнего не было, соответственно, факторы, повлиявшие на рост цен, – другие.
“Сыграли два фактора. Цена на нефть и котировки на нефтепродукты в Европе, по которым работает украинский рынок, выросли более чем на 10% за последний месяц. Вторая причина подорожания, такого резкого и динамичного с начала года, – валюта. Конечно же, это сразу же отражается на тех товарах, которые заходят к нам по импорту, и это, в первую очередь, топливо, 80% которого мы завозим из-за границы”, – сказал “Апострофу” аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
С такой оценкой согласен директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
“Эти два фактора выстрелили – еще в декабре, когда цена на нефть пошла вверх. Год закончился на отметке $66 за баррель, на прошлой неделе было $70, сейчас, слава Богу, рынок подостыл”, – сказал он в комментарии “Апострофу”.
При этом курс доллара к гривне является еще более важным фактором, влияющим на цену бензина. Как известно, доллар значительно подорожал к гривне к концу 2017 года и с начала нынешнего продолжает расти в цене, приблизившись вплотную к отметке в 29 грн./$1.
“Каждая гривна в курсе доллара – это автоматически (прибавка) 80 коп. на автозаправочной станции”, – отметил эксперт.
Потенциал для роста есть
Цена бензина А-95, выросшая в отдельных розничных сетях до 33 грн./л, – это далеко не предел.
“Я боюсь, что это не конец”, – заявил Александр Сиренко. При этом он отказался называть конкретные цифры, чтобы не провоцировать дополнительную панику среди населения.
Директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев считает, что до конца января цены на нефтепродукты на автозаправках поднимутся еще примерно на 40 коп./л, и это лишь отголосок изменений, произошедших в начале месяца.
Сергей Куюн прогнозирует еще большее подорожание в ближайшее время.
“Если смотреть с начала декабря, то рост нефтяных котировок добавил ценам 1,5-1,6 грн./л, девальвация добавила еще 1,3 грн./л, то есть суммарно – до 3 грн./л. Пока что цены за этот период поднялись в среднем на 2 грн./л. Поэтому еще имеем потенциал роста на 1 грн./л в течение ближайшего времени”, – сказал специалист.
Пальцем в небо
Эксперты, опрошенные “Апострофом”, не решаются дать долгосрочный прогноз по ценам на топливо.
“Примерно 1% усредненного роста цены на границе – это через две недели плюс 10 коп./л к розничной цене. Влияние курса – каждая лишняя гривна в курсе – это через две недели рост цен на 70-80 коп. Если эти два фактора совпадают, то они будут действовать одновременно. Если они идут на противоходе, то нужно отнимать одно из другого. Так будут вести себя цены до конца 2018 года”, – рассказал “Апострофу” Геннадий Рябцев.
Конкретные цифры прогнозировать крайне сложно. К тому же цены значительно варьируются в разных сетях (в пределах 4 грн./л и больше) и в различных регионах Украины.
“В тех регионах, где платежеспособность населения ниже, цены, даже в крупных сетях, тоже ниже. В первую очередь, речь идет о дизельном топливе. Если раньше сети придерживались одинаковой ценовой политики по всей территории Украины, то теперь многие сети учитывают разную платежеспособность автомобилистов”, – пояснил Рябцев.
Учитывая, что цена бензина и дизтоплива во многом зависит от мировых котировок нефти, прогнозировать ее на длительное время крайне сложно, считает Сергей Куюн. “Не то, что до конца года, тут за один месяц развернулась такая ситуация”, – отметил эксперт.
При этом он считает, что нефть вряд ли будет дешеветь в ближайшей перспективе. “Похоже, что, все-таки, работает договоренность стран ОПЕК и не-ОПЕК (Россия и ряд других нефтедобывающих стран, не входящих в картель, – “Апостроф”) по поводу ограничения добычи. Снизились запасы нефти в три раза, подсушили рынок, при этом включился второй фактор – рост мировой экономики”, – сказал Куюн.
Вместе с тем, относительно высокие цены, по логике, должны стимулировать добычу нефти, в частности, в США, которые не участвуют в сделке по заморозке нефтедобычи (что, наоборот, приведет к снижению котировок, – “Апостроф”). “Но смогут ли они повлиять – вопрос”, – добавил эксперт.
Как снизить цену
Цены на топливо не обязательно должны расти. Более того, власти могут принять меры для того, чтобы не допустить резкого подорожания.
Александр Сиренко отметил, что в цене бензина, помимо нефтяных котировок и курса доллара, есть еще одна составляющая – налоги.
“Люди просто станут меньше ездить, потому что таких рекордных цен в гривне еще не было. И, чтобы зафиксировать ситуацию или даже откатить назад, нужно менять налоговую политику”, – сказал он.
Эксперт также считает, что зафиксированный в евро акциз “было бы неплохо перевести в гривну”. Кроме того, возможно, имеет смысл ввести плавающий акциз, действовавший в Украине некоторое время в 2012 году. “Когда котировки на нефть и нефтепродукты идут вверх, акциз снижается, и наоборот”, – подчеркнул он.
Сиренко не исключает, что цены на нефтепродукты в течение года могут снижаться под влиянием все тех же факторов – курс доллара к гривне и мировые котировки на нефть (соответственно, при укреплении гривны и падении цен на нефть, – “Апостроф”).
“И здесь должны подключаться контролирующие органы, например, Антимонопольный комитет”, – сказал он, добавив, что прошлым летом, когда дешевела нефть (и падал курс доллара, – “Апостроф”), цены на АЗС не снижались.
В свою очередь, Сергей Куюн убежден, что трейдерам невыгодны высокие цены на топливо, так как в этом случае “люди начинают меньше покупать”. “Никому высокая цена не выгодна. Как только будет возможность цены снижать, это будут делать, потому что с высокой ценой ты сильно не заработаешь”, – резюмировал он. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)