Итак, представьте себе, что у вас есть в этой северной стране объект недвижимости, естественно присоединенный к электричеству. Стоит он на берегу живописного озера в небольшом поселке, где имеются все коммуникации, но при этом сравнительно недалеко от ближайшего города – на расстоянии 20-40 км.
Типичная Южная Финляндия – сельская местность вперемешку с небольшими городами: индустриальными и постиндустриальными центрами. Питается поселок по воздушной линии 20 кВ, на последней опоре которой устроена комплектная ТП с отходящими кабелями 0,4 кВ. На входе в дом в гараже стоит щит и счетчик, оборудованный передающим устройством – снятие показаний происходит в автоматическом режиме. Центрального отопления нет – котельные и небольшие ТЭЦ, как правило, располагаются в городах. А в таких поселках – отопление или электрическое и печное в более старых домах, или печное в комбинации с тепловыми насосами – в новых. Вам достался не новый дом, да и поскольку вы живете там не постоянно, а в дачном режиме – установка дорогостоящих систем энергосбережения окупается очень долго, если вообще. Поэтому, с учетом того, что страна хоть и прекрасная, но северная, для вас электричество является основным ресурсом поддержания в доме достаточной температуры, даже в ваше отсутствие, помимо обеспечения жизни как таковой. И годовое потребление у вас в результате превышает 10 000 кВтч.
Вот с такими исходными данными вы встречаетесь с рынком электроэнергии Финляндии, являющегося составной частью общего Nordic market, или часто называемого зоной Норд пул. У вас есть поставщик – традиционная районная энергокомпания, имеющая в своем составе небольшую генерацию, преимущественно тепловую, распределительные сети и сбыт. Все они разделены сегодня на отдельные юридические лица, но работают в одном холдинге и их органы управления располагаются в одном здании. Так это разрешено в Финляндии и в Европейском Союзе. Вам ежемесячно выставляется два счета – за передачу, куда входят и всяческие налоги, и субсидии, выделенные отдельно; и за собственно потребление энергии от сбытовой компании. Так это устроено в Финляндии – разделение счетов между естественным монополистом – сетевой компанией и сбытом является одним из существеннейших условий обеспечения конкуренции на рознице.
Вот как выглядит типичный счет за электроэнергию и сетевые услуги в зимний холодный месяц при постоянно включенном электроотоплении на режим поддержания температуры 15-16 градусов (в основном -теплые полы), если вы обслуживаетесь в традиционной районной энергокомпании с собственными сетями, которая по факту для вас и является дефолтным поставщиком.
В верхних строках – общее потребление в кВтч с разбивкой на день и ночь – 811,73 и 511,49 соответственно. Затем счет за собственно энергию – Sahkoenergia. Здесь мы видим так называемый Perusmaksu – базовая плата за наличие поставки по договору – т.е. за то, что вы имеете договор с данным поставщиком – даже если вы ничего не будете потреблять в объемных показателях – вы все равно заплатите эту сумму, это своего рода плата за генерирующую мощность, хотя рынок в Финляндии, как и Норд пул в целом является одноставочным. Эта плата – 4 евро в месяц.
Далее, собственно плата за потребление электроэнергии с разбивкой на день и ночь. Как видите, тариф достаточно высокий – 7.80 центов за кВт ч днем и 5.68 ночью, но это без передачи – только электроэнергия!
Как видим, маржа сбыта по дневному тарифу в среднем 2 раза выше цены опта. На первый взгляд очень прибыльный бизнес! Очевидно, что именно через этот высокий тариф сбыт решает свои проблемы на своей традиционной территории – в том числе субсидирование социальных льгот отдельным потребителям, покрытие убытков от неплатежей, которые в Финляндии тоже существуют, хотя, конечно, в очень небольших масштабах. Еще одной причиной столь высокого тарифа, возможно, является “стимулирование” не очень предприимчивых и часто консервативных финнов, особенно старшего поколения, к участию в рынке, энергосбережению и прочим атрибутам активного потребления. Согласно одному из исследований, проведенному несколько лет назад, Финляндия отставала от других стран зоны Норд пул (за исключением Дании) и Европы в целом в части активности потребителей на розничном рынке, выражающимся в числе переходов от одной сбытовой компании к другой. Да и число розничных продавцов электроэнергии, предлагающих услуги по всей стране, тоже было невелико. Но все меняется – и одним из стимулов к этому как раз являются высокие дефолтные тарифы от традиционных поставщиков.
Возвращаясь к счету за электроэнергию, мы видим, что в следующем блоке счета приведены данные по передаче – Sahkon Siirto. Здесь четыре составляющих – Perusmaksu – плата за наличие подключения (плата за мощность присоединения), выраженная в амперах и количестве фаз – 3Х25 А. Плата вполне приличная – 21.2 евро в месяц и она растет каждый год. При этом если у вас два счетчика, например, раздельно по этажам, то вы платите эту сумму дважды. Далее идут волюметристкие тарифы – по дневной и ночной ставке – 2.58 евро cent за кВтч и 1.15 соответственно.
В Финляндии есть еще одна статья в тарифе на передачу – это налог Energiaverot, который также зависит от объема потребления. Именно из этой части общей платы финансируются субсидии ВИЭ, а также иные внерыночные мероприятия, которые государство после открытой дискуссии, как правило в парламенте, считает нужным возложить как бремя на граждан и бизнесы страны. Ставка налога вполне приличная – выше дневного тарифа на передачу – 2,79 центов за кВтч. Вместе с платой за энергию конечный тариф при дефолтной ставке колеблется от 4 до 5 грн. (в пересчете) за кВтч, плюс постоянные составляющие еще 26 евро = 900 грн. Недешево, хотя и не как в Германии.
Именно это обстоятельство, в значительной мере, и порождает активность потребителей – стремящихся уменьшить свои платежи. Возможности сегодня для этого есть. Традиционные поставщики имеют целую гамму тарифов, как правило заключаемых на конкретный срок – 1-2 года, значительно – на 30-40% ниже дефолтных. Если по окончании срочного договора вы не сообщаете о своем желании перейти на другой тариф, или, пролонгировать договор, если текущий тариф все еще остается активным – вас переводят на дефолтный тариф. Это очень похоже на отношения с банками по депозитам – если вы не забираете свои средства или не переходите на какую-то конкретную действующую программу, вас переводят в режим до востребования со ставкой 0.01 % годовых. Таким образом ваш традиционный поставщик, который образовался при разделении энергокомпании на сеть и сбыт, по факту являясь гарантирующим, но с очень высоким тарифом, одновременно является и конкурентным коммерческим поставщиком. С кем же он конкурирует?
А вот с кем. Заходим на сайт регулятора http://www.sahkonhinta.fi/. Вводим необходимые данные по почтовому коду (postinumero), например, 47400, выбираем сетевую компанию, объем потребления, режимы день и ночь и попадаем на страницу обязательных предложений энергосбытовых компаний. Таких компаний сейчас около 80 (показаны первые с самой низкой ценой и последние с самой высокой), а предложений – только по так называемым бессрочным тарифам, т.е. с возможностью в любой момент прервать отношения и перейти к другому поставщику – около 200.
При этом не требуется никаких перерегистраций точек поставки, вообще ничего в техническом аспекте, а сам переход осуществляется в течение двух недель. Вы просто заполняете форму той компании, которую вы выбрали, даете сведения о своей сетевой компании, номера счетчиков, предполагаемый объем потребления и т.д., а также свой налоговый личный номер, который и является по факту вашей подписью. В основном это делается онлайн или по телефону. Больше вам не надо никуда обращаться – все остальное за вас сделает ваш новый поставщик. Результат такой конкуренции мы видим на рисунке – цены, предлагаемые топовыми по выгодности компаниями в два с лишним раза ниже дефолтных. Конечно, там есть нюансы, о которых мы поговорим.
Вернемся к счету – в последних строках мы видим раскладку того, какую энергию нам поставляет наша традиционная компания по статистике предшествующего года. В данном случае это 27,58% от общего объема выработано на ископаемом топливе, 47,08% – возобновляемыми источниками, включая большие ГЭС и 25,34% – атомными станциями. Показывать потребителям, какую энергию они покупают – это очень по-скандинавски, люди здесь любят жизнь и природу в широком смысле и часто готовы платить дополнительные деньги за чистую энергию. Именно поэтому и в тарифных предложениях мы видим графическое отображение видов энергии: зеленые полоски, листочки, красные полоски традиционной энергии на углеводородах, желтые -атомной. При этом ВИЭ получают субсидии на оплату капексов, как раз тех самых налогов в платежах за передачу, что позволяет поставщикам зеленой энергии продавать своим потребителям очень дешево – ведь опексы у ВИЭ как раз очень низкие и на одноставочном рынке, замыкающемся по дорогим угольным и газовым станциям, они собирают приличную инфрамаржинальную ренту.
Одноставочный рынок только по электроэнергии, зональное ценообразование (цены устанавливаются не по физическим узлам сети, а в общем рынке зоны Норд пул на основе баланса спроса и предложения, а затем корректируются по зонам с ограничениями перетоков мощности по сечениям между ними), высокая волатильность и как следствие ускоренное проникновение технологий повышающих эластичность спроса – все это в итоге приводит к простоте ценообразования, прозрачности, легкому и удобному доступу на рынок новых субъектов и высокой конкуренции. Как мы видели глубина розничного рынка вполне приличная – до 100 -120% от цены опта, там определенно есть за что бороться. Финляндия – единая ценовая зона оптового рынка, поэтому сбыты могут работать по всей территории страны без каких-либо ограничений. (Алексей Преснов, ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)