Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: чем грозят затопленные шахты на Донбассе?

Экологи насчитали более 35 угольных шахт восточной Украины, которые полностью или частично затоплены.

Большая часть этих угольных предприятий находится на неконтролируемой территории. Водоотливы не работают полностью в Горловке, Енакиево, районе Первомайска, немного лучше ситуация в Донецке, Макеевке и Шахтерске. На подконтрольной территории частично затоплены шахты в Торецке.

По оценкам специалистов, полученных в ходе исследования Координатора проектов ОБСЕ в Украине, на территории подконтрольной группировкам “Л-ДНР” расположены 64 шахты, которые находятся в состоянии ликвидации. По данным министерства энергетики и угольной промышленности Украины, таких шахт 62. В перспективе часть из них наверняка затопят, остальные будут работать в режиме водоотлива, как уже это происходит на 16 шахтах. Еще 75 угольных предприятий продолжают работать. Итого получаем примерно 190 шахт под контролем “Л-ДНР”. Стоит учесть, что данные о работающих шахтах не совпадают с информацией, которую “Новостям Донбасса” предоставило министерство энергетики и угольной промышленности Украины. Ведомство сообщает, что на неконтролируемой территории к началу 2017 года находилось 97 шахт всех форм собственности, из которых работают лишь 35.

Почему так произошло?

Ответ очевиден – в регионе ведутся военные действия. Часть шахт оказалась на линии огня. Угольные предприятия часто прерывали свою работу из-за нарушенного энергоснабжения. Эта проблема коснулась и тех шахт, что работали, и тех, что откачивали воду.

Ученый-эколог Олег Улицкий говорит, что на Донбассе шахты работают по 70 лет и дольше. Глубина некоторых из них достигает уже тыс.и метров. Из недр земли достали от 8 до 15 млн. куб. м угля. И это только речь об угольных предприятиях, не считая копанок (нелегальных шахт). Как подчеркивает Улицкий, в шахтах “пустоты не бывает” – ее заполняют вода и газы.

Он пояснил, что в свое время денег на комплексное изучение подобных процессов не было. Исследования проходили лишь в рамках конкретных шахт, которые ликвидировали. А таких было достаточно в прошлом столетии.

Что произойдет, когда прекратится или сократится водоотлив на шахте? Ключевое слово-характеристика всех последствий – “неуправляемые”. Из этого следует, что экологическая беда придет в города и села по обе стороны линии фронта.

Шахтные воды (грязные, содержащие высокий процент химикатов) постепенно вливаются в подземные воды, которые впоследствии люди используют в быту. В большинстве случаев подземными водами пользуются в сельской местности – бурят колодцы. Такой водой уже не польешь урожай. В реки Донбасса (и не только) шахтные воды тоже могут прорваться.

“Произойдет метаморфизм воды и может поменяться ее рН-среда, выщелачивание элементов. Нейтральная вода может превратиться в кислую или стать агрессивно щелочной”, – поясняет Олег Улицкий.

Экологи подчеркивают, что данная проблема пока не изучена досконально – неизвестно, какие будут последствия при смешении того или иного количества шахтных вод с природными. Но эксперты уверены, что в долгосрочной перспективе вода ухудшится.

Шахтная вода подтопит ближайшие территории или вовсе вымоет пустоты в грунте. Это значит, что земля просядет, а здания, дома и прочая инфраструктура могут быть повреждены на этих территориях.

Шахтные газы могут выйти на поверхность – их вытолкнет вода. Потом газы рискуют взорваться. В первую очередь, речь идет о метане и радиоактивном радоне. Скопление метана (который не имеет запаха) в подвалах зданий и домов, шахтных терриконах еще более опасно в условиях боевых действий.

Где опасно?

Одним из опасных в Донецкой области является треугольник “Енакиево-Горловка-Торез”. Так, к примеру, летом украинские специалисты и политики забили тревогу: на шахту “Юнком” начала просачиваться вода из соседних угольных предприятий – шахт “Енакиевская” и “Полтавская”. Напомним, на шахте “Юнком”, в 1979 году произвели подземный ядерный взрыв. О последствиях того, что может произойти с шахтой под контролем незаконной “ДНР” сегодня, эксперты разошлись во мнениях. В Донецке утверждают, что контролируют радиационную обстановку в районе затапливаемой шахты. Последние исследования украинских экологов говорят, что “Юный коммунар” действительно затапливается со стороны “Полтавской” и “Енакиевской” шахт, но там ситуация далека от критической.

В Луганской области экологи предупреждают о ситуации на шахтах “Первомайская” в городе Золотое и на шахте “Голубовская” в городе Кировск. Эти две шахты с неподконтрольной территории могут нанести вред работающим шахтам, которые расположены в городах, подконтрольных украинской власти, а именно “Золотое”, “Карбонит” и “Горское”. Украинские исследователи говорят, что “Первомайская” с 2015 года заполняется водой по 20 сантиметров в сутки.

Сейчас в правительстве рассматривают возможность закупки водоотливного оборудования для шахты “Золотое” на 90 млн. грн.

Если же на этих двух шахтах не откачивать воду, произойдут все те негативные последствия, о которых мы писали выше. В частности, проблем прибавится у 80 тыс. жителей четырех городов и одного поселка, которые носят с шахтами одинаковые названия.

Что касается воды, то она испортится для всего Стахановско-Первомайского региона: Золотое, Попасная, Стаханов, Ирмино, Алчевск, Брянка, Первомайск и другие.

“Утонуть” или договориться в Минске?

Эколог Олег Улицкий считает, что решить проблему и не допустить подобных бед можно, но для этого нужно, чтобы стороны конфликта договорились о строительстве буферных водоотливных шахт. Это можно сделать, к примеру, в Минске во время переговоров Трехсторонней контактной группы.

До военного конфликта водоотливные комплексы работали на Донбассе. К примеру, шахта “Александровская-4” откачивала воду за счет погружных насосов. У таких шахт как “Юный коммунар” и “Красный Октябрь” были стационарные водоотливы. Теперь они затоплены и нужно подходить к решению проблемы комплексно.

Он также отмечает, что не следует думать, будто в Донецке не пытаются решить возникшие проблемы, в том числе, прибегнув к помощи России. Другой вопрос, кто должен выделять на это деньги. (Юля Тараруй, Новости Донбасса/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version