Высокопоставленные чиновники “Газпрома” порадовались итогам ушедшего года и воодушевлены: по их подсчетам, за последние пять лет продажи российского газа в Европе отвоевали новые позиции. Если в 2012 г. доля российского газа в европейской газовой корзине занимала 26%, то по итогам прошлого года она выросла до почти до 35%.
По словам зампредседателя правления “Газпрома” Александра Медведева, в прошлом году госкомпания установила “абсолютный рекорд по экспорту газа в Европу за всю историю советской и российской газовой промышленности” – в Европу было прокачано почти 200 млрд. куб. м газа.
Однако рост продаж газа – не свидетельство гениальной политики российского руководства и чиновников госкомпании. По словам президента Центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаила Гончара, Россия смогла нарастить долю своего газа в Европе в период, когда против нее начали вводиться санкции, благодаря тому, что как раз продажа энергоресурсов и не была включена в санкционный перечень. “Я всегда шучу, что бывшему еврокомиссару по вопросам энергетики ЕС Гюнтеру Оттингеру можно давать звание “Герой России”, потому что именно он был тем человеком, который настаивал на невключении в перечень санкций вопроса ограничения торговли энергоресурсами”, – сказал эксперт.
Вторая причина успеха российского газа в Европе – стремительное падение добычи в самой Европе: месторождения в Северном море находятся в режиме истощения уже давно, а Алжир нарастить добычу газа не может, пояснил Гончар.
По словам партнера и аналитика консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, спрос на газ в прошлом году вырос и благодаря погоде – Европе потребовалось больше газа для отопления домов. Кроме того, “Газпром” увеличил продажи на спотовом рынке, предложив хорошие условия, тогда как американский сжиженный газ еще слабо представлен в Европе и одиночные поставки еще не успели “придавить” цены.
Все эти факторы – отсутствие санкций на продажу энергоресурсов, снижение добычи газа и холодная погода – привели к росту спроса на российский газ. Однако рост привел к головокружению от успехов у газпромовских чиновников – они уже строят столь же радужные прогнозы и на будущее и считают, что потребление газа в Европе будет только увеличиваться. Согласно их расчетам к 2035 г. потребление газа в Европе может вырасти если не в полтора раза, то на треть – точно, а это 400-460 млрд. куб. м газа в год.
При этом вожди “Газпрома” продолжают не видеть себе конкурентов в Европе, в том числе – со стороны поставщиков из США. Однако газпромовские стратеги уже ошибались, и притом – по-крупному. Например, они проспали сланцевую революцию, методично из года в год заявляя, что добыча сланцевого газа никогда не составит конкуренции добыче газа традиционного. И это они твердили до тех пор, пока объемы добычи сланцевого газа не превысили добычу газа традиционного. Не видя дальше своей трубы, они повторяли мантру “американскому газу не бывать в Европе” до тех пор, пока американские танкеры с газом не зашли в порты в Европы, которую газпромовские воротилы до сих пор считали своей вотчиной.
Гончар считает, что потребление газа в Европе расти не будет, а начнет даже сокращаться, поскольку голубое топливо все больше будет вытесняться электроэнергией, добытой из возобновляемых источников, в частности с помощью солнечных и ветровых станций. Такое вытеснение происходит спринтерскими темпами: если ранее Германия планировала достичь доли “зеленой” энергии в своем балансе в 20% только 2020 г., то уже сейчас за счет энергии ветра и солнца покрывает более 50% потребности.
Одним из маркеров грядущего снижения потребления газа, по словам Гончара, может служить стратегия бизнеса компании Siemens – она планирует сократить производство турбин, используемых на газокомпрессорных станциях, поскольку считает, что спрос на них будет снижаться.
Кроме того, если санкции не коснулись продажи уже добываемых энергоресурсов, то против будущих проектов по добыче углеводородов они все-таки были введены. Гончар отметил, что санкции направлены против проектов, которые предполагалось реализовать в рамках совместной деятельности с мировыми компаниями в Заполярье и на Арктическом шельфе. Например, накрылись медным тазом проекты “Роснефти” и Exxon по разработке 10 крупных месторождений на арктическом шельфе, а также проект по разработке Баженовской свиты – территории с запасами нефти площадью около 1 млн. квадратных километров. Эти проекты российская газовая и нефтяная промышленность не смогут реализовать, поскольку они потребуют не только западного финансирования, но и технологий, которых у них сегодня просто нет.
Так что при нынешней хорошей мине особых поводов для оптимизма у “Газпрома” не наблюдается. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)