Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: условия на азиатском рынке газа могут стать невыгодными для России

Южнокорейская Korea Gas Corp (Kogas) собирается оспорить условия долгосрочного контракта с оператором проекта North West Shelf на поставку сжиженного газа. Со ссылкой на представителя Kogas агентство Reuters сообщило, что претензии корейской компании коснутся в первую очередь стоимости поставок.

Контракт, ставший предметом спора, был рассчитан на 13 лет, истек в 2016 г. и продлен не был. Соглашение предусматривало поставку 0,5 млн. т СПГ в год. Это немного, если смотреть на весь импорт сжиженного газа Южной Кореей, – не более 1,5% в 2016 г. Но сам факт доведения ценового спора до арбитража может стать прецедентом и определить развитие торговли СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

“Корейцы, почти на 100% зависящие от импорта газа, подошли к вопросу очень осторожно и для эксперимента выбрали закончившийся контракт с North West Shelf, причем добычными активами этой компании Kogas не владеет, – говорит директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. – Единственное, чего может добиться Корея, – ретроактивных платежей, если суд признает существовавший на момент действия контракта уровень цен несправедливым”.

Но азиатский рынок в целом может получить новый для себя инструмент переговоров с поставщиками, обращает внимание Белова.

“Азиатские импортеры традиционно предпочитали избегать судебных разбирательств с поставщиками по поводу долгосрочных контрактов. Но рынок не стоит на месте – он меняется”, – цитирует Reuters Джеймса Тэвернера из IHS Markit. “Решать спорные вопросы на понятийном уровне предпочитают в первую очередь китайские компании. Южная Корея или Япония в решении бизнес-вопросов гораздо более склонны к заимствованию европейских или американских практик”, – не соглашается руководитель программы “Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе” Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Сейчас на страны АТР приходится около 70% всей торговли сжиженным газом в мире (по данным IGU). Традиционно большую его часть приобретают Япония и Корея, в четверку крупнейших потребителей входят также Китай и Индия. К 2040 г. потребление газа в регионе вырастет почти вдвое и достигнет 1472 млрд. куб. м в год, прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА). 71,5% этого роста, в первую очередь за счет увеличения закупок СПГ, обеспечат Китай и Индия, предполагают аналитики МЭА. Ожидаемый в первой половине 2020-х гг. почти полуторакратный избыток производственных мощностей (оценка IGU) подталкивает покупателей к пересмотру уже существующих соглашений.

“Японская Tokyo Gas больше не намерена заключать контракты, включающие запрет на реэкспорт. В настоящее время определяется порядок пересмотра 12 имеющихся у нее соглашений. Индийской Gail удалось изменить условия контракта на поставку СПГ с “Газпромом”, идут переговоры с американской Cheniere. Опять-таки индийская Petronet пересмотрела соглашения с катарской RasGas и американской ExxonMobil, а китайская PetroChina – с Qatargas”, – перечисляет Белова. Все это было сделано в досудебном порядке, обращает она внимание: “Тяжба Kogas с австралийцами – первая ласточка арбитражного разбирательства”.

“Азиатские рынки сейчас находятся в том же положении, что и европейский газовый рынок 10 лет назад”, – считает Маджид Кюблер из Team Consult (цитата по Reuters). После падения спотовых котировок в конце 2000-х европейские покупатели начали массово требовать пересмотра контрактов, в которых цена газа была привязана к нефтяной корзине. Часть споров улажена поставщиками и потребителями в досудебном порядке. Другие, например иск польской PGNiG к “Газпрому”, до сих пор предмет рассмотрения в стокгольмском арбитраже.

“В результате цены на газ в Европе снизились, а рынок стал более конкурентным. Вероятно, то же самое случится и в Азии”, – делится мнением директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Газовые рынки стран АТР с опозданием почти в 20 лет относительно рынка континентальной Европы приступили к процессу либерализации, считает Белова. “Результатом станет рост конкуренции между местными компаниями за потребителей, что будет происходить на фоне избытка предложения СПГ на глобальном рынке. Поэтому уже сейчас азиатские компании меняют свою контрактную политику”, – отмечает она. Попытка Kogas оспорить условия долгосрочного контракта на поставку СПГ – симптом перехода от ситуации “рынок продавца” к ситуации “рынок покупателя”, констатирует Маринченко.

Судебное разбирательство, инициированное Kogas, может негативно сказаться на австралийских СПГ-проектах. При более низких ценах они, вероятно, смогут покрывать операционные издержки и обслуживать кредиты, но дивиденды и возврат займов от акционеров в ближайшее время будут под большим вопросом. “Американским производителям газа ситуация может быть на руку – с точки зрения возможного роста присутствия в регионе. Но и им, и трейдерам не позволит генерировать прибыль, на которую они, возможно, рассчитывали”, – предполагает Маринченко.

Российским компаниям возможное падение цен на сжиженный газ в странах Азии тоже ничего хорошего не обещает. Уменьшение “азиатской премии” может привести к росту поставок СПГ в Европу. “В этом случае “Газпрому” придется проводить еще более гибкую ценовую политику, чтобы защитить свою долю европейского рынка”, – считает Маринченко. А “Новатэку” падение цен в Азии может усложнить заключение долгосрочных контрактов для проекта “Арктик СПГ-2”, которые очень важны для существования проекта, обращает внимание Маринченко. “Портфель контрактов всегда служит дополнительным фактором комфорта для банков, предоставляющих финансирование, – продолжает Маринченко. – Сейчас это особенно важно, если помнить, что “Новатэк” находится под санкциями”.

“Конкуренция за рынки сбыта при избытке предложения, умноженная на волну пересмотров действующих контрактов, может привести к снижению цен на газ в АТР. Если местные котировки упадут ниже $6 за 1 млн. т нефтяного эквивалента, даже дополнительная господдержка может не помочь окупить инвестиции планируемого к строительству проекта “Арктик СПГ-2”, – заключает Белова. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version