Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: ПАО “Газпром” расторгает контракты с НАК “Нафтогаз Украины”

Газовая война между Россией и Украиной, начавшаяся в первый день весны после решения Стокгольмского арбитража в пользу “Нафтогаза”, резко набирает обороты.

Монополия сделала одно из самых громких заявлений за последние годы, пообещав расторгнуть контракты с украинской компанией. Киев такая перспектива пока не сильно напугала с учетом близкого потепления и двухлетнего опыта отказа от российского газа. Принимать решение о расторжении снова будет Стокгольм, и выход из соглашений может обернуться для “Газпрома” новыми штрафами, считают юристы.

“Газпром” немедленно начнет процедуру расторжения контрактов с НАК “Нафтогаз Украины” на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже, заявил глава “Газпрома” Алексей Миллер. Так компания отреагировала на решение арбитража выплатить “Нафтогазу” $2,6 млрд. за недопоставленные объемы транзита в рамках четырехлетнего разбирательства по условиям соответствующего контракта.

В монополии назвали такое решение “асимметричным”. До этого арбитраж в рамках другого спора о поставках газа обязал Украину оплатить всего $2 млрд. за нарушение в течение нескольких лет контрактного условия take-or-pay, учтя резкое ухудшение состояния экономики страны. А аргументы “Газпрома” о том, что транзит снизился вслед за падением спроса в Европе, учтены не были. “Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины,- пояснил Алексей Миллер.- В такой ситуации продолжение действия контрактов для “Газпрома” является экономически нецелесообразным и невыгодным”. До этого монополия отказалась без допсоглашения начать с 1 марта поставки газа Украине, которая должна была по решению Стокгольма купить 4 млрд. куб. м газа в 2018 году.

Действующие договоры о поставках и транзите газа Москва и Киев заключили в 2009 году на десять лет. По ним, “Нафтогаз” должен закупать у “Газпрома” 52 млрд. куб. м, из них 41,6 млрд. куб. м – на условиях take-or-pay, а “Газпром” – прокачивать не менее 110 млрд. куб. м транзитом по территории Украины. Но в контракте оговаривается, что окончательные объемы зависят от спроса со стороны ЕС, и за их снижение штрафа фактически не предусмотрено.

Четко условия контрактов не выполняли обе стороны: с ноября 2015 года “Нафтогаз” вообще остановил закупки российского газа, а уровень транзита через Украину давно не превышал 80 млрд. куб. м (за исключением 2017 года, когда он был на уровне 93,5 млрд. куб. м) на фоне введения газопровода Nord Stream напрямую в Германию. Но раньше вопрос о полном расторжении контрактов не поднимался. “Газпром” говорил лишь, что может не продлить соглашения после 2019 года. По действующим договорам, чтобы их расторгнуть, стороны должны или договориться между собой, или по истечении 30-45 дней с момента возникновения спора обратиться в Стокгольмский арбитраж. Документы о намерении расторгнуть контракты в “Нафтогазе” пока не получали.

Источник “Ъ”, близкий к “Нафтогазу”, отмечает, что такая ситуация давно назревала. “Наступил конец отопительного сезона, и нет оснований для сотрудничества с Россией без допсоглашения”, – говорит он. Но, как сообщал 1 марта глава “Нафтогаза” Андрей Коболев, в начале марта Украину без газа “Газпрома” ждет дефицит в 18-20 млн. куб. м в сутки, из которых за счет закупок в Европе удастся компенсировать не больше половины. Собеседник “Ъ” признает, что решение по транзитному контракту “диспаритетно”. “Никто в “Нафтогазе” не ожидал такого варианта. Это просто подарок”,- говорит источник “Ъ”. Но он считает, что “Газпром” вряд ли заплатит назначенную Стокгольмом компенсацию.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич называет решение арбитража “приятным сюрпризом”. Но, говорит он, если бы оно было в пользу РФ, то Киев бы сам инициировал разрыв контрактов. “Теперь же нам торопиться некуда,- говорит он.- Время работает на нас и в смысле потепления, и в смысле того, что теперь Россия должна нам заплатить, и ей трудно будет доказать обратное”. По мнению собеседника “Ъ” в “Нафтогазе”, транзиту в Европу ничего не угрожает, однако Брюссель уже заявил, что обеспокоен вопросом транзита российского газа из-за разногласий между компаниями.

Еврокомиссия готова стать посредником в переговорах РФ и Украины, но сами стороны не видят в них смысла, раз действующие контракты расторгаются. Хотя, добавляет источник “Ъ” в “Нафтогазе”, компания против их расторжения, там будут “сидеть и ждать решения арбитража”. По мнению собеседника “Ъ”, спрос на газ Украина сможет покрыть за счет реверса из ЕС. Но возникает вопрос, по какой цене страна будет его закупать: с 26 февраля средняя стоимость газа на хабе в Баумгартене выросла с $330 до $740 за 1 тыс. куб. м на фоне похолодания и опасений за транзит через Украину.

Управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин отмечает, что “Газпром” будет вынужден соблюдать контракты на поставку и транзит до тех пор, пока они не будут расторгнуты. Он предполагает, что односторонний выход из договора может повлечь существенные штрафные санкции за неисполнение обязательств. И если “Газпром” обратится в Стокгольм с требованием расторгнуть договоры, именно арбитраж будет решать, на каких условиях компания может выйти из соглашений. Если же суд откажет в расторжении, “Газпром” сможет оспорить это решение, полагает юрист.

Управляющий партнер компании “УК Право и бизнес” Александр Пахомов отмечает, что “Газпром” может отказаться от поставок газа на Украину из-за отсутствия допсоглашения, заключение которого он считает необходимым после изменения Стокгольмским арбитражем ряда существенных условий контракта в декабре 2017 года. “Нафтогаз” в ответ мог бы прекратить транзит газа в Европу на тех же основаниях, но последствия от такого ответного шага испытали бы уже европейские потребители, говорит он. По его словам, расторжение контрактов на поставку и транзит газа через Украину может повлечь пересмотр договоров и с европейскими потребителями. Он уточняет, что по регламенту Стокгольмского арбитража срок рассмотрения составляет шесть месяцев с возможной пролонгацией. (Ольга Мордюшенко, Андрей Райский, Янина Соколовская, Коммерсант/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version