Топливозаправочная компания, которой принадлежит эксклюзивное право на ввоз в страну авиатоплива, с начала февраля повысила стоимость авиационного керосина на 30% – с $1120 до $1465.
Таджикские авиалинии являются одними из самых дорогих. Для сравнения, если из Душанбе в Москву можно вылететь за 280 долларов, то из Бишкека – за 110 долларов. Билет из Душанбе в Стамбул стоит 400 долларов, с того же Бишкека – 238.
По данным Минтранса 38% от общей стоимости авиабилета это цена на авиатопливо.
В самой Топливозаправочной компании подтвердили факт повышения цен на авиатопливо, объяснив его ростом цен нефти на бирже.
“Несмотря на то, что цены в странах-производителях считаются низкими, продают они не по себестоимости, а по ценам, которые устанавливает биржа. Баррель нефти стоил 64.70 долларов, но уже поднялся до 70”, – отметил источник в ТЗК, добавив, что еще в декабре прошлого года баррель нефти стоил 52 доллара.
Также, по словам источника, ранее ТЗК покупала топливо у России и Туркменистана. С России обходилось дешевле, поскольку согласно межгосударственному договору, Россия освободила Таджикистан от 5% таможенных пошлин при импорте любых видов ГСМ.
– Но в минувшем году Российская Федерация внесла поправки в налоговое законодательство, согласно которым компаниям стало выгоднее продавать ГСМ в России, нежели экспортировать их. Таким образом, на данный момент, единственным партнером, который поставляет топливо в Таджикистан остался Туркменистан. Поэтому, мы вынуждены оплачивать 5% налоговые пошлины, – отметил источник в ТЗК.
По его словам, конечная стоимость авиатоплива устанавливается на границе Таджикистана после выплаты всех налогов, в том числе, акцизных.
По словам собеседника, на данный момент национальные авиакомпании “Таджик Эйр” и “Сомон Эйр” имеют общую задолженность перед компанией в размере 171 млн. сомони.
– Долгам этих двух компаний уже два года, – отмечает источник в топливозаправочной компании.
По его словам, из-за курсовой разницы в 2017 году ТЗК потеряла 1,5 млн. долларов.
“У нас также есть кредиты в банке, нужно платить налоги, ведь везде есть пени, и к тому же, мы должны закупать топливо, а если нам авиакомпании не будут оплачивать, то наши проблемы не решатся”, – отметил он.
ТЗК освободят от налогов?
Специалисты в области авиации отмечают, что к высоким ценам на авиакеросин привело отсутствие конкуренции на рынке поставок топлива.
– Мы в курсе этой проблемы, встречались с авиакомпаниями, с представителями ТЗК, но новых людей, которые хотели бы войти на рынок, нет”, – отметил во время пресс-конференции 15 февраля министр транспорта Худоер Худоерзода.
По его словам, из-за высокой стоимости авиакеросина, авиакомпании не могут использовать свою прибыль для развития компании и улучшения услуг. Также, они вынуждены совершать дозаправки, в аэропортах, которые могут продавать авиатопливо дешевле – за 800 долларов.
– Это доставляет неудобство и пассажирам, но желающих конкурировать с ТЗК, нет, – отметил он тогда.
Замминистра транспорта Шерали Ганджалзода добавил, что соответствующее ведомства озабочены ситуацией вокруг ТЗК, они направили предложение в правительство с просьбой освободить монополиста от нескольких налоговых обязательств. Это, по их мнению, помогло бы снизить цены на авиатопливо.
– Всемирный банк образовал комиссию по работе и анализу деятельности в сфере авиации и ТЗК, как отдельного компонента. Правительство дало Агентству по авиации указание продолжить работу со Всемирным банком, чтобы выйти из этого тупика, – отметил Ганджалзода.
Проблема в монополии?
Из-за долгов перед ТЗК, отечественные компании были вынуждены дозаправляться в аэропортах Ашхабада и Бишкека. Это доставляет серьезные неудобства пассажирам, причем их осведомляют об этом, как правило, уже после вылета.
Ранее “АП” со ссылкой на экспертов отмечала, что проблемы с ТЗК, в том числе и ценами будут постоянными, до сих пор пока не будет конкуренции. Нормальное обслуживание, низкие цены, различные скидки и т. п. возможны только при появлении на рынке конкурентов.
В самом ТЗК считают, что отечественные предприниматели не хотят входить на этот рынок из-за высокой ответственности.
“Нас проверяют чуть ли не каждые три месяца, у нас лаборатория, которая обязана проверять керосин при поступлении, при реализации и прочее. В 2015 году мы купили оборудование, отвечающее требованиям ИКАО. Мы проходим постоянные аудиты, как отечественных, так и зарубежных компаний”, – отметил источник, добавив, что заинтересованы в появлении новых участников рынка.
В Таджикистане 2018 г. объявлен годом Туризма, открываются новые гостиницы, правительство старается упростить получения таджикской визы. Однако, как отмечают представители иностранных авиакомпаний, повышение стоимости на авиатопливо сведет на нет все эти усилия.
“Мы будем вынуждены повышать стоимость авиабилета, и это негативно отразится на потоке туристов в Таджикистан”, – отметил источник в одной из авиакомпаний. (Asia-Plus/Энергетика Украины и мира)