“Нафтогаз Украины” сообщил “Газпрому” о готовности начать переговоры “в рамках процедуры расторжения действующих контрактов на поставку и транзит газа”, сообщил зампред правления “Газпрома” Александр Медведев.
“Нафтогаз Украины” сообщил “Газпрому” о готовности начать переговоры “в рамках процедуры расторжения действующих контрактов на поставку и транзит газа”, сообщил зампред правления “Газпрома” Александр Медведев. Уведомление российская компания получила сегодня, 14 марта, добавил он. “Предполагаем эти переговоры провести в ближайшие дни”, – сказал Медведев.
О том что российская компания инициирует процедуру расторжения контрактов с “Нафтогазом” на поставку и транзит газа, предправления “Газпрома” Алексей Миллер сообщил 2 марта. 5 марта “Нафтогаз” подтвердил, что получил от “Газпрома” соответствующее уведомление.
Возможность одностороннего расторжения соглашения на поставку и транзит газа договоры от 2009 г. не предусматривают. Стороны обязаны “стремиться разрешать между собой все споры и разногласия […] путем переговоров”, говорится в документах. В случае с контрактом на транзит на попытку найти компромиссное решение компаниям отводится 45 дней, на поставки газа на Украину – 30 дней. Право вынести окончательное решение в споре Стокгольмскому арбитражу (здесь разрешаются все споры между контрагентами) передается, только если договориться “Нафтогаз” и “Газпром” в течение этого времени не смогут.
Станут ли новые переговоры формальным соблюдением буквы контрактов или стороны действительно готовы пойти на корректировку контрактов, пока непонятно. “Мы готовы [провести переговоры] и по-настоящему”, – утверждает собеседник “Ведомостей” в “Газпроме”. Но какие условия компания готова считать приемлемыми, для того чтобы не доводить дело до расторжения соглашений, он не уточняет. Представители “Газпрома” и “Нафтогаза” отказались от комментариев.
“Нафтогаз” подтвердил готовность к встрече, но не согласен разрывать контракты, о чем проинформирует “Газпром” на двусторонних переговорах, сообщил ТАСС со ссылкой на главного коммерческого директора “Нафтогаза” Юрия Витренко. “Кроме того, мы послали “Газпрому” требование о пересмотре тарифа. На встрече, разумеется, будет обсуждаться выполнение решений арбитража”, – добавил он.
Ранее найти компромиссное решение у компаний не получалось. С 2014 г. условия обоих контрактов были предметом разбирательства в Стокгольмском арбитраже. И именно решение арбитража стало причиной для начала процедуры расторжения.
В декабре 2017 г. арбитраж вынес решение по контракту о прямых поставках газа в Украину, обязав “Нафтогаз” возобновить закупки у “Газпрома”. Сумму исковых требований “Газпрома” арбитры снизили с $37 млрд. до $2 млрд.
28 февраля Стокгольм принял решение по транзитному контракту. Арбитры постановили, что за восемь лет с момента заключения контракта на транзит газа украинская компания недополучила за транзит $4,63 млрд. По сумме решений “Газпром” оказался обязан заплатить “Нафтогазу” $2,56 млрд. Кроме того, сохранив условия соглашения в силе, Стокгольм обязал “Газпром” до окончания действия контракта (в 2019 г.) оплачивать “Нафтогазу” транзит из расчета $2,35 млрд. за 110 млрд. куб. м ежегодно.
Российская компания считает решение Стокгольма “асимметричным”. Вердикт, который арбитры аргументировали резким ухудшением состояния украинской экономики, существенно нарушил баланс интересов сторон, сообщал Миллер. Продолжение действия контрактов для “Газпрома” становится экономически нецелесообразным и невыгодным, объяснял он. (Артур Топорков, Ведомости/Энергетика Украины и мира)