Активизировался вопрос совместного управления украинской ГТС с одной из европейских компаний. И пока в оппозиции говорят о передаче “трубы” в управление и потере денег от транзита, Кабмин заявляет о безальтернативности такого варианта и модернизации устаревших мощностей. “Вести” разобрались в подводных камнях переговоров.
Тему активизировали в “Батькивщине”. По словам нардепа Ивана Крулько, речь о передаче 49% ГТС в управление или частную собственность. “Власть планирует аферу, которая может стоить стране будущего, – заявил нардеп. – Идеологи, президент Петр Порошенко и глава “Нафтогаза” Андрей Коболев, считают, что нужно передать ГТС каким-то иностранцам: мол, они лучше будут управлять”.
Замглавы фракции Сергей Соболев конкретизировал “Вестям” претензии. “В год по контракту Украина получает от РФ порядка $3 млрд. (и это с учетом решения арбитража в Стокгольме) – и если в планах продать 49% ГТС, мы потеряем $1,4-1,5 млрд. в год прямых доходов от бизнеса, – уточнил Соболев. – На моей памяти, это уже четвертая попытка передать ГТС в управление. Такие переговоры вели Игорь Бакай (экс-глава ДУСи), Евгений Марчук. А нужно работать над продлением контрактов и блокированием запуска проекта РФ “Северный поток-2”.
Проект курирует вице-премьер из сферы Владимира Гройсмана, Владимир Кистион (он ведет заседания рабочей группы по отбору партнеров для управления ГТС). Также, по словам собеседников “Вестей”, в процессе плотно задействован Евробанк реконструкции и развития. В участии заинтересован десяток компаний из всей Европы – предложения Киеву уже отправили компании Словакии и Италии (Eustream и Snam), Нидерландов и Франции (Gazunie и GRTgaz), компании из Польши (GAZsystem), Греции (Desfa), Испании (Reganosa), Германии (Verbunddnelz Gaz AG), Бельгии (Fluxys) и Румынии (Transgaz). “При этом были данные, что словаки и итальянцы ведут речь о лизинге (т. е. Украина утратит право собственности на часть ГТС), но это сложный механизм, которого пока даже нет в законодательстве”, – говорит нам эксперт в области энергетики Дмитрий Марунич.
Лизинг, концессия, аренда
В профильном комитете Рады парируют: вопрос продажи ГТС не стоит. И. о. главы комитета Александр Домбровский пояснил “Вестям”, что речь идет лишь о совместном управлении ГТС с европейскими партнерами.
“Пока идет лишь презентация европейскими компаниями условий, на которых они готовы управлять совместно с “Укртрансгазом” (или ПАО “Магистральные трубопроводы Украины”). После этого правительство определит критерии, по которым будет определена компания. О лизинге также речи быть не может – те же словаки хотят лишь помочь в управлении, без вхождения в право собственности или прямой приватизации, – сказал “Вестям” Домбровский. – Что касается газовых контрактов, то вступать в диалог с РФ после Крыма, Донбасса и двух решений в Стокгольме будет… сложно. Наш стратегический партнер в этом вопросе – Евросоюз, заинтересованный в максимальных поставках через нашу ГТС”.
Домбровский также подтверждает намерение европейских компаний инвестировать в развитие украинской “трубы”. “Нашему коридору более 40 лет, а “Северный поток – 2” строится по современным технологиям – будто сравнивать “Москвич” с “Тойотой”. И каждая из компаний презентовала свое видение реформирования нашей ГТС, – нардеп Александр Домбровский.
По словам Кистиона, до конца марта Кабмин обещает сформировать свои требования к будущему партнеру, исходя из этих предложений. “Судя по предыдущим заявлениям, Украина готова работать с новым партнером на основах концессии или аренды. Но реакция компаний была однозначной: никто из них не готов вкладывать средства в модернизацию и быть техническим партнером, ведь нет гарантии, что РФ обеспечит объем транзита, – пояснил “Вестям” глава набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. – В принципе, партнерство будет распределяться таким образом: Украина транспортирует, а 90% задач “управляющего партнера” – проводить переговоры с “Газпромом”.
Европейцы заработают дважды
Этот момент ключевой: после 31 января немцы дали РФ разрешение на строительство нитки “Северного потока – 2” по дну Балтики (затраты на подводную прокачку газа меньше, нежели через Украину и Польшу). Теперь Киев спешно обеспокоился дипломатической работой по “сбиванию” потока и уже привлек в “коалицию” Молдову, Польшу, Литву и Латвию. Правда, никто из них не может препятствовать строительству (а могут финны, шведы и датчане, зависимые от РФ или Германии). “Украина рассчитывает сохранить транзит при помощи партнерства, и иных вариантов уже нет. “Северный поток – 2” будет запущен, надежда лишь на то, что “Газпром” перенесет сдачу, продолжив передавать объемы газа на границе с Украиной”, – пояснил Дмитрий Марунич.
Кстати, объем прокачки газа через нашу ГТС (сейчас около 80 млрд. куб. м/год) примерно равняется двум ниткам: Северному и Турецкому потокам. Еще одним наблюдением поделился Юрий Корольчук. “В переговорах с европейской стороны участвуют представители технического блока – обычно они структурно от компаний отделены. Но зачем, ведь компании не хотят выступать нашим техническим партнером? За 10 лет техоснащение и уровень персонала “Укртрансгаза” серьезно упали. У европейцев есть желание участвовать в техобслуживании за наши же деньги, а это до 30% от всей нашей прибыли: так они заработают на нас дважды”, – говорит эксперт. (Тарас Козуб, Вести/Энергетика Украины и мира)