Между олигархом из Днепра и системой НАК “Нафтогаз Украины” появилась новая почва для противоречий: государственная “Укртранснафта” инициировала новый виток повышения ставок на прокачку нефти по стране.
Для “Привата” это решение обернется новыми крупными расходами, поэтому данная инициатива, по опыту прошлых лет, может быть заблокирована в судах. Но в очередном многолетнем параличе отношений не заинтересован никто, посему стороны уже в эти дни взялись за поиск компромисса. “Укртранснафта” отозвала свою инициативу с повышением тарифов до тех пор, пока Игорь Коломойский не создаст руками государства эксклюзивные условия работы для его “Укртатнафты”.
Если говорить предметнее, то ПАО “Укртатнефть”, владеющее Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, просит ввести ограничения на импорт бензина и дизельного топлива уже с мая этого года. В заявлении компании о начале специального расследования говорится о необходимости установления единой квоты на белорусское и российское топливо, при этом предлагается отдельно квотировать импорт из третьих стран.
В “Укртатнефти” никто даже и не пытается скрывать причин своего интереса к введению квот. По данным предприятия, это решение позволит уже в 2019 году довести долю внутреннего производства топлива в балансе потребления до 40%, а в 2020-м году – до 70%. Добиться этих показателей команда Игоря Коломойского хочет путем поэтапного введения квот на беспошлинный импорт российского и белорусского нефтепродуктов, постепенно снижая их до 30% украинского рынка.
Так, первый этап предусматривает введение с 1 мая 2018 года квоты в размере 50% украинского рынка (90 тыс. т/мес. бензина и 250 тыс. т/мес. дизтоплива). Второй этап – с 1 июля 2018 года, предусматривает снижение до 40% (75 тыс. т/мес. по бензинам и 200 тыс. т/мес. по дизелю). А третий этап – с 1 октября 2018 года до 30% (55 тыс. т/мес. для бензинов и 150 тыс. т/мес. для ДТ). Что касается топлива из других стран, то для них компания просит сразу с 1 мая 2018 года установить квоту на уровне 30% от украинского рынка.
Найти единомышленников, которые будут в восторге от ручного повышения конкурентоспособности отечественной переработки, “Привату” будет не просто. Об этом говорит опыт шестилетней давности, когда подчиненные Коломойского в партнерстве с ТНК-ВР инициировали спецрасследование против импорта нефтепродуктов из Беларуси, результатом которого должно было стать введение пошли в размере 132 евро/т. Но у Минэкономики эта инициатива не получила поддержки. Опираясь на опыт тех лет можно было бы спрогнозировать, что сейчас “Приват” также уйдет ни с чем от Кабмина. Но сегодняшние события качественно отличаются от тех событий.
Во-первых, в 2012-м между Украиной и Россией не было войны. Это означает, что сегодняшнее решение об ограничении импорта нефтепродуктов можно преподнести как еще один шаг в сторону прекращения торговых отношений со страной-агрессором, вписав это в свежую стратегию Кабмина, направленную на разрыв экономических отношений с РФ.
Во-вторых, Коломойскому сейчас есть что предложить власти взамен. Речь о том, что “Приват” может пойти на уступки государственной “Укртранснафты”, согласившись с ее предложением о повышении стоимости услуг по прокачке нефти по магистральным трубопроводам. Для кого-то этот пункт может показаться неубедительным: мол, “Укртранснафта” вовсе не обязана согласовывать свои шаги с контрагентами, крупнейшим из которых является “приватовский” Кременчугский НПЗ.
Но практика говорит об обратном. По данным UAprom, недавно “Укртранснефть” отозвала из НКРЭКУ свое заявление о пересмотре (повышении) ее тарифов, неофициально аргументировав свое решение как раз необходимостью дополнительных консультаций с “Приватом”. Горячие головы могут увидеть в этом отзыве коррупцию: мол, глава госкомпании Николай Гавриленко вступил в сговор с менеджментом Коломойского.
Но ситуация проще. В памяти Гавриленко еще свеж пример событий 2015 года, когда после пересмотра стоимости услуг “Укртранснефти”, “приватовские” “Укртатнефть” и “Синтез Ойл” начали судебный процесс с требованием об отмене этого решения. В итоге юристы “Привата” проиграли, но попили крови они прилично: судебное противостояние закончилось только в марте 2018-го решением Верховного суда Украины о законности повышения тарифов “Укртранснафты”. (Дмитрий Рясной, Uaprom.info/Энергетика Украины и мира)