Европа определилась с еще одной сферой применения сжиженного природного газа. Энергоресурс должен заменить дизель как основное топливо для многомиллионного флота дальнобойного автотранспорта.
По прогнозам Natural Gas Vehicles Association (NGVA) Europe, к 2030 г. на европейских дорогах количество крупнотоннажных грузовиков, заправленных СПГ, составит 400 тыс. автомобилей. Ежегодно они будут потреблять сжиженного газа в объеме, эквивалентном 19 млрд. куб. м природного газа, что сопоставимо с текущим годовым объемом потребления газа таких стран, как Польша или Бельгия.
Предположение NGVA более чем оптимистичное, если учитывать, что на сегодняшний день в странах ЕС эксплуатируется только 2 тыс. дальнобойных фур, работающих на СПГ. Однако ассоциация не единственная, кто прогнозирует резкий скачек в количестве крупнотоннажного автотранспорта данной категории в ближайшие пять-семь лет. По расчетам Еврокомиссии, максимальный объем годового потребления СПГ грузовиками составит 34,5 млрд. куб. м к 2025 г. Аналитическое агентство S&P Global Platt называет цифру 17,3 млрд. куб. м в год. Для сравнения: в 2017 г. европейский парк крупнотоннажного автотранспорта использовал 70 тыс. т СПГ (эквивалент 0,1 млрд. куб. м природного газа, то есть примерно столько, сколько вмещает один морской танкер). Расход топлива СПГ-фурами составляет 28 кг на 100 км, и в среднем один такой автомобиль проезжает 120 тыс. км в год.
Расходясь в прогнозах, участники рынка едины в одном: СПГ является наиболее перспективным видом топлива для дальнобойного транспорта. Европейские страны идут по пути постепенного ограничения эксплуатации экологически небезопасного дизельного автотранспорта. Предполагается, что к 2050 г. дизельные авто полностью будут убраны с европейских дорог. Для автоперевозчиков данная перспектива означает, что искать транспорт, работающий на альтернативном топливе, необходимо уже сегодня.
Крупнотоннажные авто на электрической тяге уже исключены из списка возможных альтернатив.
Электрофуры Элона Маска пока еще слишком экзотические, дорогостоящие и ограниченные по запасу хода. Грузовик модели Tesla Semi грузоподъемностью 36 т стоит около $180 тыс. и в состоянии проехать без подзарядки максимум 800 км. Более дешевая модель ($150 тыс.) требует зарядки после 480 км пробега. Серийное производство Tesla Semi начнется в 2019 г., и несколько американских логистических компаний уже сделали предварительные заказы на покупку электрических грузовиков. В данном сегменте Tesla ориентируется исключительно на рынок Соединенных Штатов и в обозримой перспективе не в состоянии занять даже минимальную долю европейского рынка.
В 2014 г. Европейская комиссия специальной директивой (Alternative Fuels Infrastructure Directive) обязала страны – члены ЕС подготовить к 2025 г. национальные программы развития инфраструктуры доступа к альтернативному топливу, в том числе и для СПГ-транспорта. Согласно документу основные европейские транспортные коридоры должны быть оборудованы СПГ-заправками через каждые 400 км.
На сегодняшний день в ЕС построено уже 101 заправочную станцию данного типа. Лидером по количеству действующих СПГ-заправок является Испания (22 станции), далее следуют Нидерланды (21), Великобритания (18), Италия (10) и Франция (9). В Германии, где ежедневно на дорогах находятся 3 млн. крупнотажных грузовиков, действуют всего две заправочные станции.
“В Германии СПГ-индустрия находится в зачаточном состоянии, и пока неудивительно, что немецкие автоперевозчики не до конца понимают выгоду от использования сжиженного газа для автотранспорта, – говорит глава департамента инноваций шведской Volvo Trucks Ларс Мартенссон. – Необходимо совместное усилие поставщиков газа, автопроизводителей и основных покупателей грузовиков, таких как, например, Ikea, чтобы развить СПГ до уровня реальной альтернативы дизелю”. По мнению Мартенссона, любая серьезная инициатива со стороны правительства Германии в состоянии кардинально изменить ситуацию не только на немецком, но и на европейском рынке в целом.
Собственно, столь ожидаемая инициатива была озвучена новым немецким правительством в марте текущего года. В коалиционном договоре правящих немецких партий зафиксирована федеральная поддержка крупных СПГ-проектов, в том числе и проектов по созданию сети заправочных станций для крупнотоннажного транспорта, работающего на сжиженном газе.
Развитие СПГ-индустрии должно снизить зависимость Германии в первую очередь от российского импортного газа.
Разворот немецкой энергетической политики в сторону сжиженного газа стал большим облегчением для тех местных компаний, которые на свой страх и риск уже инвестировали в транспортно-инфраструктурные СПГ-проекты в Германии. В конце прошлого года консорциум компаний Gasunie, Oiltanking и Vopak объявил о начале строительства СПГ-терминала мощностью 5 млрд. куб. м в окрестностях Гамбурга. Заявленная цель строительства – обеспечение сжиженным газом дальнобойного транспорта.
Еще одна немецкая компания – Uniper – в 2016 г. создала дочернее предприятие LIQUIS, которое занялось строительством заправочных станций. “Потенциал данного рынка огромен, и мы стоим на пороге создания полномасштабной индустрии”, – уверен глава Uniper Кейт Мартин. LIQUIS совместно с итальянским автопроизводителем Iveco уже построила первую экспериментальную СПГ-заправку в Ульме. Еще одну станцию немецкая компания сдала в эксплуатацию в прошлом году во французском Марселе. “У нас есть четкое убеждение, что темпы расширения сетей заправок по всей Европе ускорятся в разы в ближайшее время. Все большее число транспортных компаний осознают экологическую и экономическую выгоду от использования сжиженного газа в качестве топлива. Более того, все необходимые технологии для развития индустрии уже созданы и готовы к внедрению”, – резюмирует Мартин.
Что касается экономической выгоды использования СПГ-топлива, то, согласно данным опубликованного в 2017 г. отчета Международного энергетического агентства (IEA), сжиженный газ будет оставаться дешевле дизеля даже при существенном падении цен на нефть на мировых рынках. “Учитывая колебания стоимости нефти за последние десять лет, цена СПГ в среднем составляет 55% стоимости дизеля при равном энергетическом эквиваленте”, – указано в докладе. По подсчетам Volvo, стоимость заправки полного бака крупнотоннажного грузовика сжиженным газом на 40% меньше, чем цена полного бака дизеля. Итальянская Iveco также подтвердила 40%-ную разницу в цене. По техническим характеристикам на полном баке СПГ автомобиль проезжает такое же расстояние, что и при полном баке дизельного топлива.
Объем бака для двух видов топлива одинаковый.
“Треть расходов автотранспортной компании приходится на закупку топлива. Сокращение данной категории расходов на 40% – это показатель, который должен понравиться нашим клиентам”, – уверен Ларс Мартенссон. У Volvo уже есть модельный ряд крупнотоннажных грузовиков, работающих на СПГ-топливе.
Итальянская газовая компания Snam является сегодня крупнейшим инвестором в проекты по развитию СПГ-транспорта в Европе. Она заключила контракты с местными автопроизводителями Fiat и Iveco по поддержке разработок и серийному производству моделей тяжелых грузовиков, работающих на сжиженном газе. Согласно прогнозам Snam объем потребления СПГ для нужд крупнотажного транспорта Италии увеличится с 40 тыс. т в 2017 г. до 324 тыс. т в 2025 г. К этому времени в стране будет действовать 200 СПГ-заправок, обслуживающих 10 тыс. авто, прогнозируют аналитики Snam, добавляя, что 25% продаваемых новых фур будет приходиться на СПГ-транспорт.
СПГ-революция в Китае
“Разница в стоимости грузовика, работающего на сжиженном газе, и аналогичного дизельного авто составляет $9500. Но только на разнице в цене топлива мы экономим $500 за один рейс протяженностью 3,5 тыс. км, так что она покрывается всего за один год”, – говорит руководитель небольшой автотранспортной компании в Китае Лай Вей. Флот компании насчитывает 100 грузовиков, 65 из которых, работающих на СПГ, Лай Вей приобрел в прошлом году.
Китай последние полгода переживает активную фазу перехода с дизеля на СПГ-топливо. Китайское правительство на период зимнего сезона ввело для северных промышленных районов страны жесткие экологические правила, которые, помимо прочего, ограничили въезд и транзит дизельного автотранспорта в крупные метрополии. Запрет спровоцировал резкий спрос на СПГ-транспорт. По данным официального вэб-сайта chinatruck.org, в период с августа 2017-го по январь 2018 гг. рост продаж тяжелых грузовиков вырос на 75% по сравнению с первой половиной прошлого года и составил 768 тыс. автомобилей. Прирост в основном произошел за счет продаж крупнотажного транспорта, работающего на СПГ.
Автопроизводитель Sinotruk сообщил, что за последние полгода компания продала 5200 СПГ-грузовиков, что составляет 650% прироста продаж данного вида транспорта за аналогичный период прошлого года. Только за сентябрь 2017 г. Sinotruk продала 1371 фуру, 900 из которых работают на сжиженном газе. В общей сложности китайский флот тяжелого СПГ-транспорта насчитывал 300 тыс. авто на начало 2018 г., сообщает S&P Global Platt.
Опыт Китая продемонстрировал, что автоперевозчики способны достаточно быстро и без экономических потерь перейти на новый вид топлива. В отличие от Поднебесной, Европа выбрала эволюционный путь перехода с дизеля на СПГ, растянув данный процесс на семь-десять лет. Этого времени должно быть достаточно, чтобы Украина успела построить хотя бы несколько СПГ-заправок на основных транспортных коридорах.
Растущий спрос на сжиженный газ в Европе однозначно будет удовлетворен, вопрос только, за счет каких источников. Дополнительные объемы газа на рынок Евросоюза могут быть поставлены из США, Ирана или России. Кроме того, у европейских стран существуют значительные возможности по наращиваю добычи, в том числе в Северном море.
Европа активно увеличивает импорт через СПГ-терминалы. По данным Bloomberg New Energy Finance, объем импорта сжиженного газа в 28 странах ЕС вырос на 22% с сентября 2016-го по сентябрь 2017-го.
Согласно прогнозам Eurogas объем импортного газа в ЕС к 2030 г. составит 73% от общего объема потребления данного энергоресурса. Новая СПГ-инфраструктура Германии, которая будет создана к этому времени, не изменит данный баланс, но либо значительно сократит в нем долю российского газа, либо сделает его еще более дешевым. (Роман Брыль, Деловая Столица/Энергетика Украины и мира)