Решение привлечь советников по продаже “Центрэнерго” не только малоэффективно, но и создает коррупционные риски. Минфин согласился на привлечение советника в процессе приватизации “Центрэнерго”.
В конце прошлого года Фонд государственного имущества Украины заключил договор о предоставлении услуг, предметом которого является подготовка к приватизации 78,289 процента акций ПАО “Центрэнерго”. При этом ФГИ предложил привлечь к процессу иностранных советников по приватизации, услуги которых были оценены в $3 млн. долларов или 78 млн. грн., которые планируется покрыть за счет государственного бюджета.
Однако, согласно ч. 1 ст. 6, p. III Закона Украины “О Фонде государственного имущества Украины” Фонд госимущества должен самостоятельно предпринять все шаги для подготовки к продаже “Центрэнерго”, потому что это является его прямыми функциями. Фонд осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через региональные отделения в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и представительства в районах и городах, созданных ФГИ в случае необходимости. Никакого упоминания о возможности привлечения советников в Законе не прописано.
Этот же профильный закон определяет ФГИУ, как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, реализующим государственную политику в сфере приватизации, аренды, использования и отчуждения государственного имущества, управления объектами государственной собственности, в том числе корпоративными правами государства относительно объектов государственной собственности, которые входят в сферу его управления, а также в сферу государственного регулирования оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности.
Исходя из этого, всю работу специалисты ФГИ имеют достаточно полномочий и компетенций для реализации процессов подготовки объекта к приватизации без привлечения советника, сэкономив тем самым существенную сумму бюджетных средств.
Стоит отметить, что в самом найме советников под приватизацию роли сыграли не только представители ФГИУ, но и Министерства финансов и Кабинета министров. Чтобы найти советника и определить условия договора с ним, ФГИ подготовил постановление Кабмина и направил на согласование в Минфин. Последний отметил необоснованность размера вознаграждения в $1,5 млн., уплачиваемого советнику в случае успешной продажи объекта, что противоречит законодательству Украины, поскольку именно продажа и есть целью всего процесса. Документ с замечаниями подписал заместитель министра финансов Сергей Марченко.
В свою очередь, Правительственный комитет по вопросам экономической, финансовой и правовой политики, развития топливно-энергетического комплекса, инфраструктуры, оборонной и правоохранительной деятельности, рассмотрев данный проект постановления, 9 ноября прошлого года, вернул его на доработку.
Проект второй раз появляется на очередном заседании правительственного комитета, где принимается без каких-либо изменений и доработок, в присутствии того же заместителя министра Марченко, который на этот раз промолчал.
21 февраля 2018 года Кабинет Министров Украины на своем заседании принимает проект, и он получает официальное название – Постановление КМУ № 111-р “Об определении советника для подготовки к приватизации и продажи пакета акций ОАО “Центрэнерго” размером 78,289% уставного капитала общества и оплаты его услуг”.
В пункте 3 принятого документа по представлению Фонда госимущества указано: оплата услуг советника осуществляется за счет средств государственного бюджета на общую сумму, эквивалентную 3 млн. долларов США.
При этом документ не стали выносить в Рабочую группу по подготовке рекомендаций и предложений к проектам решений Кабинета Министров Украины относительно приватизации и условий продажи объектов государственной собственности, подлежащих приватизации. А в соответствии с п 2 и 3 положения об этой группе, основной ее задачей, среди прочего, является подготовка рекомендаций и предложений к проектам решений Кабинета Министров Украины относительно определения исполнителя услуг по подготовке к приватизации объектов государственной собственности, подлежащих приватизации и источников оплаты таких услуг, в том числе за счет средств международной технической помощи. То есть рабочая группа должна была рассматривать этот проект постановления.
Анализируя весь процесс принятия решения о привлечении советника, можно сделать вывод о возможных коррупционных рисках, которые сопутствуют приватизации Центрэнерго. (Comments.ua/Энергетика Украины и мира)