Из-за ответных мер на санкции США Госдума РФ готовит свой пакет запретительных мер. Под угрозой контракты с более чем 30 энергетическими компаниями в 16 странах мира. США входят в число ключевых рынков, как перспективных так и уже реализуемых проектов, потеря станет весьма ощутимой для всей российской атомной индустрии.
Депутаты Госдумы предложили прекратить либо на время приостановить международное сотрудничество России и российских юридических лиц США в атомной отрасли. Эта инициатива входит в так называемый пакет контрсанкций (которые пока лишь существуют в виде законопроекта), отмечает издание Forbes.
Специфика атомной отрасли состоит в том, что узкий круг стран – поставщиков ядерных технологий не только конкурирует между собой, но и способствует развитию мирового рынка. США, Франция, Россия, Япония, Южная Корея, Канада и Китай сотрудничают друг с другом в области совершенствования технологий, усиления ядерной безопасности и развития ядерной инфраструктуры в странах-новичках.
Известно, что атомная отрасль переживает сейчас не самые лучшие времена. “Атомный ренессанс”, который ожидали в начале 2000-х завершился после аварии на японской АЭС “Фукусима”, которая ознаменовала глобальную сменой приоритетов энергетической политики в сторону возобновляемых источников энергии. И уже ряд атомных стран, заявили о снижении доли атомной генерации. Франция, например, с нынешних 75% до 50% к 2025 году, в Южной Корее также к 2031 году хотят расширить долю газа и возобновляемых источников, сократив зависимость от атомной и угольной энергетики.
Помимо вопросов безопасности есть еще экономический аспект, с которым у атомной генерации тоже не всегда складывается. Так, во некоторых странах атомная генерация слишком дорогая, и АЭС становятся нерентабельными, как в США из-за низкой цены на газ, или получают госсубсидии как в Британии, которая решилась строить первую за 20 лет АЭС вместе с EDF.
Конкуренты на перспективные проекты
После избрания президента Трампа федеральное правительство США пытается поддержать атомную промышленность как внутри страны, так и в ее экспортных контрактах (Индия, Саудовская Аравия и др.) В самой стране находится самое большое число действующих реакторов в мире -99 штук, которые произвели в 2017 году 20% всей электрической энергии, по данным МАГАТЭ. Компания Westinghouse продолжает вести строительство затянувшихся (по срокам и бюджету) проектов в Китае, Индии и США. А также ведет бизнес в сфере поставок ядерного топлива не только на рынок реакторов западной технологии (PWR), но и пытается выйти в сегмент реакторов российского дизайна (ВВЭР).
В ответ на планы Westinghouse производить топливо для реакторов советского дизайна российский ТВЭЛ продвигает проект “ТВС-Квадрат” по изготовлению ядерного топлива для реакторов западного дизайна.
В частности, в 2016 году российская сторона подписала соглашение о формировании стратегического альянса с американской компанией Global Nuclear Fuel-Americas (GNFA), целью которого стала организация совместной работы по лицензированию, маркетингу и производству топлива для операторов реакторов PWR в США. В Западной Европе в 2016 году “ТВЭЛ” заключил контракт с компанией VNF на коммерческие поставки “ТВС-Квадрат” на АЭС “Рингхальс” после 2020 года. В том же году также подписан первый контракт с одним из американских операторов АЭС на опытно-промышленную эксплуатацию “ТВС-Квадрат” в США.
Получается, что обсуждаемые в российской Думе санкции, поставят под вопрос реализацию проекта “ТВС-Квадрат” на одном из самых интересных по емкости рынков.
РФ хочет остаться на американском рынке урана
Помимо перспективных проектов Россия на американском рынке уже много лет занимается обогащение урана – через АО “Техснабэкспорт.
Если сами топливные сборки имеют конструктивные различия для реакторов разного типа, то обогащенный урановый продукт, гораздо более универсальный. У РФ есть значительный объем заказов, закрепленных долгосрочными контрактами По информации “Росатома”, АО “Техснабэкспорт” имеет контракты с более чем 30 энергокомпаниями в 16 странах мира. Среди клиентов есть и представители США: в 2017 году исполнилось 30 лет с момента первой советской поставки урановой продукции в Соединенные Штаты.
По состоянию на май прошлого года экспортный портфель “Техснабэкспорта” включал 25 контрактов с 19 американскими компаниями общей стоимостью около $6,5 млрд. с горизонтом поставок до 2028 года. Для “Росатома” разрыв коммерческих контрактов будет означать удар по репутации надежного поставщика не только для США, но и по всему миру: под риском будут находиться и остальные заказчики.
При этом “Росатому” принадлежит канадская уранодобывающая компания Uranium One, у которой есть предприятия по добыче в американском штате Вайоминг. Эта компания добывает 4800 т природного урана в год и поставляет его энергокомпаниям в страны Европы, Северной Америки и Азии. Добыча на американских рудниках составляет очень маленькую часть от общего производства компании – с 2014 года объемы значительно сократили из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Другие направления взаимодействия между Россией и США, включая поставку радиоактивных изотопов и научное сотрудничество, не отличались высокой интенсивностью.
Основной вывод, вытекающий из этой картины, – любые санкции и ограничения в атомной отрасли негативно повлияют на бизнес “Росатома”, который в РФ считается одним из немногих “успешных примеров глобальной экспансии российской высокотехнологической компании”. Десятилетний портфель зарубежных заказов атомной госкорпорации на конец 2017 года превышал $130 млрд.
В 2016 году представители “Росатома” уже делали заявления, опровергающие возможность ограничений в поставках урановой продукции американским компаниям. В Forbes допускают, что даже если российский парламент поддержит и примет ответные санкции, “международное сотрудничество” будет трактоваться узко и не станет включать в себя реализацию коммерческих контрактов. В противном случае РФ рискует наказать самих себя и поставить под вопрос и репутацию “Росатома” как надежного поставщика, и многолетние усилия компании по расширению своего присутствия на американском и мировом рынке. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)