Торговая война США с Китаем окончена, о результатах переговоров 20 мая рассказал министр финансов США Стивен Мнучин телеканалу FOX news.
По его словам, Китай согласился пойти на сокращение торгового дисбаланса с США (Китай в 2016 г. закупил в США товаров и услуг на $116 млрд., тогда как продал товары и услуги в США на $482 млрд.). “Мы ожидаем удвоения закупок Китаем у нас энергоресурсов, я думаю, мы легко можем увидеть закупки на $50-60 млрд. в год в ближайшие 3-5 лет”, – отметил он.
Какие энергоресурсы планирует закупать Китай в США, министр не уточнил, представитель Минфина США не ответил на вопросы “Ведомостей”. В 2017 г. Китай закупил 381 млн. т нефти, 96,4 млрд. куб. м газа и 271,1 млн. т угля, следует из данных китайского таможенного управления. Импорт нефти из России в Китай в прошлом году был 60 млн. т, газа – чуть более 600 млн. куб. м, а угля – 25,3 млн. т. Из США на китайский рынок поступал лишь сжиженный природный газ – около 2 млн. т (чуть менее 3 млрд. куб. м). Исходя из средних цен на уголь, нефть и газ за 2017 г. Китай закупил энергетической продукции на $211 млрд. Выходит, что доля американских энергоресурсов может составить четверть всего импорта Китая.
Россия по итогам прошлого года стала крупнейшим импортером нефти в Китае с долей 15,7% импорта. Больше всего поставляет в Китай “Роснефть” (по итогам прошлого года компания поставила около 40 млн. т). США могут начать вытеснять нынешних поставщиков с рынка, опасается крупный китайский инвестор.
Но у российских компаний есть долгосрочные контракты на поставку нефти и газа. С декабря 2019 г. в Китай должны начаться первые поставки “Газпрома”. Контракт с CNPC предусматривает ежегодные поставки до 38 млрд. куб. м. Кроме того, у “Роснефти” есть несколько долгосрочных контрактов на поставку нефти. У “Роснефти” уже законтрактованы на этот год поставки 45 млн. т нефти по долгосрочным контрактам с китайскими компаниями. Представитель “Роснефти” отказался комментировать, опасается ли компания конкуренции со стороны импорта США на китайском рынке. У США нет столько нефти, чтобы поставлять ее на китайский рынок, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. США – нетто-импортер, по 2016 г. закупали по 10 млн. барр. в сутки и продавали по 4,8 млн. барр. в сутки. При этом добыча в США в 2016 г. выросла до 9 млн. барр. в сутки (в 2017 г. впервые с 1970 г. превысила 10 млн. барр. в сутки).
Жесткой конкуренции российским компаниям стоит ждать на китайском газовом рынке со стороны СПГ, уверены опрошенные “Ведомостями” эксперты. В 2017 г. Китай на 50% увеличил импорт СПГ до 38 млн. т, обогнав по этому показателю Южную Корею и заняв второе место в мире по импорту СПГ после Японии, говорит вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев. “СПГ в Китае будет конкурировать с трубопроводными поставками газа из России, республик Средней Азии и Мьянмы – борьба за этот рынок будет очень серьезной”, – предполагает он. К тому же производство СПГ в США к 2020 г. вырастет в 5,5 раза до 78 млн. т (т. е. к 2020 г. продажа СПГ должна принести его производителям из США более $21 млрд. при цене $200 за 1000 куб. м). В этом ключе Китай может рассматриваться как очень перспективный рынок для американских производителей, в то время как спрос со стороны традиционных импортеров СПГ в Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея) остается стабильным или падает, говорит Перевезенцев.
Сейчас у Китая три долгосрочных контракта с США на поставку СПГ, сказала директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Два из этих контрактов – между Cheniere Energy и китайской CNPC. Первый предполагает ежегодные поставки 1,2 млн. т СПГ в течение 25 лет с завода Sabine Pass начиная с 2018 г. Второй контракт заключен на 20 лет и на 1,2 млн. т в год с нового завода Corpus Christi начиная с 2023 г. Третий – 20-летний контракт с Тайванем начиная с 2018 г. по 0,8 млн. т в год и заключен между Cameron LNG и CPC Corporation. Также имеется подписанное соглашение о намерениях между Cameron LNG и CNOOC Gas & Power Trading and Marketing Ltd. на поставку 0,2 млн. т в год начиная с 2018 г. сроком на 20 лет, уточняет эксперт. Наиболее заинтересованы в скором совершении сделок заводы Freeport и Cameron LNG, у которых законтрактована только одна технологическая линия, говорит Белова.
“Газпрому” и “Ямал СПГ” опасаться нечего, у них долгосрочные контракты с китайскими компаниями и более низкие затраты на производство и доставку газа по сравнению с СПГ из США, считает Белова. Даже если по каким-то причинам Китай не будет нуждаться во всех объемах закупаемого им в США СПГ, азиаты в силу гибкости контрактов смогут перепродавать этот газ на любом другом премиальном рынке. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)