Электромобили (EV) станут дешевле автомобилей к середине 2020-х гг. Электробусы будут доминировать в секторе общественного транспорта к концу следующего десятилетия. Совокупность этих и других факторов спровоцирует быстрое падение спроса на нефть, передает Businessinsider со ссылкой на отчет Electric Vehicle Outlook 2018, опубликованный экспертами Bloomberg New Energy Finance (BNEF).
В документе отмечается, что в 2018 г. продажи новых EV превысят 1,6 млн. шт. по сравнению с несколькими сотнями тыс. в 2014 г. Такое ускорения стало возможным благодаря трем факторам.
Во-первых, по сравнению с 2010 годом стоимость электромобильных батарей снизилась на 79%, обвалившись с $1000/кВт-час до $209/кВт-ч в конце 2017 г. При этом удельная емкость АКБ ежегодно возрастала на 5-7%. К 2030 г. стоимость батарей может снизиться до $70/кВт-ч.
Во-вторых, правительства многих стран стимулируют продажи EV различными формами субсидий, налоговых льгот, пр.
Сущность третьей причины может быть выражена одним словом – Китай. Примерно 21% мировых продаж EV в 2017 г. пришлось на шесть городов Поднебесной. Используя метод кнута и пряника, Пекин всячески ограничивает использование автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, понуждая частный бизнес, госструктуры и граждан страны покупать EV. Согласно прогнозам, к 2025 г. примерно 50% мирового парка электромобилей придется на Китай.
Есть еще одна причина – расширение модельного ряда электромобилей. Ожидается, что к 2022 г. на рынке будет доступно 289 моделей EV, что почти в два раза больше показателя конца 2017 г. – 155 моделей.
Рост доли электромобилей в глобальном транспортном парке может быть ограничен дефицитом ключевых ингредиентов, необходимых для производства литий-ионных батарей. Например, цены на кобальт за последние два года утроились.
“Если [производственные] мощности не будет расти, цены на кобальт продолжат свой рост, и рынок столкнется с его дефицитом”, – считают аналитики BNEF. “Это будет иметь весьма серьезные последствия для глобального электромобильного рынка”.
Тем не менее, прогноз BNEF для электрических легковушек оптимистичен. Ожидается, что их продажи будут быстро расти, и к 2025 г. превысят 11 млн. шт. В 2030 г. будет продано 30 млн. EV. К 2040 г. продажи электромобилей достигнут 60 млн. шт., что составит около 55% мировых продаж легковых авто. К этому времени в мире будет эксплуатироваться 559 млн. EV, что составит 1/3 мирового автопарка.
Один из самых оптимистичных прогнозов в Electric Vehicle Outlook 2018 касается электрических автобусов. “Экспансия электробусов будет более агрессивным, чем наступление EV”, – сказано в отчете BNEF.
По мнению авторов документа, электробусы достигнут стоимостного паритета с обычными городскими автобусами уже в 2019 г. И в то время как к концу 2020 г. EV захватят 28% рынка, доля электробусов в сфере общественного транспорта достигнет к этому времени 84%.
“В прошлом году доля электрических автобусов в Китае составила 99% от мирового парка. Остальные страны последуют китайскому примеру, и мы ожидаем, что к 2040 г. 80% мирового муниципального автобусного парка придется на электробусы”, – сказал Колин МакКеррахер, ведущий аналитик по перспективному транспорту в BNEF.
Что это означает для сырой нефти?
Проникновение EV в рынок легковых автомобилей снизит к 2040 г. спрос на “черное золото” на 7,3 млн. барр./сут. А это, в свою очередь, может привести к обвалу цен на нефть.
Прогнозы в области чистой энергетики, как правило, недооценивают темпы снижения издержек на внедрение зеленых технологий. Это означает, что электромобильная угроза для спроса на нефть может быть намного больше, чем предполагают прогнозы, опубликованные в этом году. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)