Отношение к проекту строительства газопровода “Северный поток-2” в течение нескольких лет является примером неудачной коммуникации. Для того, чтобы подобный крупномасштабный проект не привел к фиаско в европейской политике, необходимо его переосмысление. Но даже в случае изменения подхода в нынешней ситуации нельзя гарантировать, что хоть как-то можно будет избежать ожесточенного противостояния противников и сторонников этого довольно спорного проекта.
В дискуссии вокруг “Северного потока-2” фигурирует два распространенных мнения, которые я считаю ошибочными. С одной стороны, часто говорят, что речь идет о сугубо экономическом проекте, с другой, высказывается предположение, что “Северный поток-2” – вопрос исключительно двусторонних отношений, касающийся только Германии и России.
Ввиду последствий для внутреннего энергетического рынка, выходящих далеко за пределы чисто экономических интересов инвесторов, этот проект имеет еще и существенное политическое значение, причем для всей Европы. Помимо Германии и России он прямо или опосредованно коснется и многих других стран. Поэтому “Северный поток-2” – вопрос европейский.
Финансовый кризис, программы в поддержку Греции, вопросы миграции – это темы, продемонстрировавшие, что многие страны-члены ЕС охотно принимают проявления европейской солидарности, но не всегда готовы поступать так же сами. Преобладает не желание посмотреть на мир сквозь европейские очки, а национальная точка зрения. И здесь полезно пристальнее вглядеться в самого себя. Тот, кто следил за публичной дискуссией, мог убедиться, что Германия также не всегда отличалась солидарностью. Такая тенденция привела к возникновению окопов внутри Европейского союза и нанесла ущерб взаимному доверию в Европе.
Угроза европейской сплоченности
Некоторые страны ЕС с большим предостережением относятся к запланированному строительству газопровода по дну Балтийского моря “Северный поток-2”. Еще во времена строительства “Северного потока-1” Германия не в полной мере привлекла к участию в этом процессе своих европейских партнеров. Необходимо избежать такой же ошибки во второй раз, особенно на пути к общему Европейскому энергетическому союзу. Но к настоящему моменту Германия все еще не вышла на действенный уровень переговоров с соседними странами, которые территориально являются соседями этого проекта.
Газ из нового труб.опровода в Балтийском море должен поставляться и в другие страны ЕС. Этот факт сам по себе превращает его в европейский проект и обуславливает необходимость чуткого отношения к опасению других стран. Украина встревожена возможностью потери своего статуса страны, осуществляющей транзит газа из России в Европу. Не следует недооценивать и возможные последствия для и без того шаткой стабильности в Украине, где плата за транзит газа играет существенную роль.
Помимо Украины свою обеспокоенность растущей зависимостью ЕС от поставок российского газа высказали Польша и прибалтийские государства. Необходимо открытое обсуждение этих предостережений, а с немецкой стороны – более активный диалог с соседними странами Центральной и Восточной Европы. К нему относятся серьезные и откровенные предложения, лишающие остроты существующие тревоги, а насколько это возможно, и устраняющие их.
В принципе имеющиеся предостережения свидетельствуют о том, что в случае с “Северным потоком-2” речь идет об общеевропейском вопросе геополитического и стратегического значения, влекущим последствия для формирования внутреннего энергетического рынка. Поэтому здесь не обойтись без европейского консенсуса.
Угроза для окружающей среды, климата и энергетического рынка
Россия наряду с Норвегией является крупнейшим поставщиком газа в ЕС. После аннексии Крыма Европейская комиссия в 2014 году поставила цель снизить зависимость от российского газа и повысить диверсификацию на европейском рынке энергии. В результате строительства “Северного потока-2” доля России на европейском рынке снова существенно возрастет. Предостережения европейских партнеров о том, что повышение зависимости противоречит цели стабильного и не подверженного кризисам обеспечения Европы энергией, убедительным образом устранить пока еще не удалось.
С экологической точки зрения многие эксперты предупреждают о возможной опасности уничтожения этими газовыми трубами новых, требующих осторожного обращения, природоохранных зон в Балтийском море. Необходимо серьезно изучить такие тревожные сигналы, равно как и то, не противоречит ли этот проект целям Парижского соглашения по климату.
В нем мы взяли на себя обязательства к 2050 г. снизить уровень выбросов парниковых газов на 80-95% и сделать все возможное для того, чтобы отказаться от использования ископаемых энергоносителей в пользу неуклонного наращивания доли возобновляемых источников энергии. К тому же, по крайней мере сомнительно и то, насколько использование газопровода “Северный поток-2”, рассчитанное на 50 лет, совместимо с целями новой энергетической политики.
Принимать всерьез угрозы и опасения
В случае с “Северным потоком-2” речь идет о больших деньгах и не меньшей власти. Но на кону и будущее Европейского союза. После Брексита усиление сплоченности в Европе стало важнее чем когда-либо прежде. Мы живем в высшей степени решающий момент европейской интеграции: необходимо углубление и дальнейшее развитие ЕС, дабы он (снова) обрел дееспособность. В такой ситуации еще большее значение следует уделять европейской солидарности.
Вне зависимости от того, удастся ли предотвратить строительство газопровода в Балтийском море или нет, необходимо видеть перечисленные здесь угрозы, таящиеся в глубине этого крупномасштабного проекта. Германия в первую очередь должна сделать все, чтобы предотвратить его осуществление во вред солидарности и сплоченности в Европе. (Йоханнес Шрапс, LB.ua/Энергетика Украины и мира)