«Газпром» договорился с Турцией о сухопутном участке транзитной нитки газопровода “Турецкий поток” для поставок в Европу, а также урегулировал с Botas спор по контрактам.
Кроме того, Турция и Россия достигли соглашения о скидке на российский газ в размере 10,25%, поставленный в 2015 и 2016 годах. Как пояснил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, было достигнуто соглашение о скидке в размере 10,25% на газ, поставленный в 2015 и 2016 годах. Разницу в оплате за эти два года, а именно 1 млрд. долларов, Турции возвратит Газпром.
Эксперты, опрошенные Центром энергетической экспертизы, рассуждают, что заставило российскую сторону пойти на подобные уступки Турции и как теперь выглядят перспективы проекта.
“На первый взгляд, уступки российской корпорации турецкой Botas по поводу скидки на газ можно объяснить намерением россиян усилить переговорные позиции по транзитным спорам с Киевом”, – говорит ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. Однако, уверен аналитик, дело не только в этом. Еще в январе 2018 года глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркивал, что вторая нитка “Турецкого потока” будет строиться только при наличии “железобетой гарантии” Еврокомиссии. “Можно предположить: какой-то “аванс” обещаний, что ЕС не будет против поставок российского газа через Турцию, Москва все-таки получила, – предполагает Нейжмаков. – По крайней мере, готовность к диалогу с Газпромом Еврокомиссия в мае 2018 года продемонстрировала, отказавшись от намерения штрафовать российскую компанию. Возможно, именно это дополнительно мотивировало Москву идти навстречу Турции в вопросе о скидке на газ…”.
“Турецкий поток” – это не только экономический, но и политический проект, напоминает старший аналитик “Альпари” Роман Ткачук. “В подобных переговорах двух государств мы видим лишь надводную часть айсберга, полностью все договоренности между Россией и Турцией пока неизвестны, – считает он. – Но, вероятно, подписанные соглашения устраивают обе стороны. В ближайшее время строительство “Турецкого потока” должно ускориться”.
Эксперт, вместе с тем, обращает внимание, что при заявленной стоимости “Турецкого потока” в 7 млрд. долларов “уплата $1 млрд. Турции – довольно большой транш. При этом на плечи Газпрома ложатся затраты на строительство по дну Черного моря, финансирует Газпром и на надводную инфраструктуру”.
“1 млрд. долларов – это примерно 1% среднегодовой выручки или 7,5% среднегодовой чистой прибыли Газпрома (в последние 3 года), – объясняет эксперт-аналитик АО “ФИНАМ” Алексей Калачев. – Сумма, в принципе, подъемная. Но, знаете ли, миллиард сюда, миллиард туда – так и пробросаешься “народным достоянием”. Во всяком случае, сюрпризы от Турции ставят под сомнение аргументы о выгодности трубопроводов в обход Украины. По крайней мере, относительно “Турецкого потока”.
Как заявил BFM партнер консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин, “выторгованная турками скидка связана с потерями в будущем, поскольку теперь газ из России в Турцию будет поставляться со значительной скидкой и дальше. Сколько это будет продолжаться, и вот эта скидка во что выльется окончательно, пока не ясно”. По мнению Крутихина, “если будет какая-то политическая неурядица, обостряющая политические отношения между Москвой и Анкарой, то тогда можно ожидать, что это скажется и на состоянии транзита газа через Турцию. Так что поменять Украину на турецкий транзит – идея была, в общем-то, не просто авантюрной, но очень и очень дорогостоящей. Как мы видим по последнему миллиарду и по 17 млрд. долларов, которые уже были потрачены на “Южный поток”. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)