Прохождение законопроектов, важных для будущего ядерной энергетики, происходит слишком медленно. Ряд важных для атомной сферы законодательных документов рассматриваются с 2015 г. Это недопустимо для отрасли, которая покрывает более 50% энергобаланса страны.
Таким мнением поделилась депутат ВР Виктория Войцицкая в рамках выступления на комитетских слушаниях по проблемам ядерной энергетики в парламенте.
“Нам постоянно не хватает времени пленарных заседаний, чтобы основательно подойти к голосованию этих законопроектов, которые в повестке дня оказываются среди последних вопросов”, – пишет Виктория Войцицкая на своей странице в Facebook.
Речь идет о социально важном законопроекте №3131, от принятия которого зависит сохранение высококвалифицированного персонала на АЭС, а также законопроект №5550, которым гармонизируется законодательство Украины в сфере радиационной безопасности с соответствующей Директивой ЕС.
Аналогичная судьба постигла законопроект №2021 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упорядочения правовых режимов территории в местах расположения ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами”, который должен определить статус этих объектов.
“Обращаю внимание, что важный для своевременной поставки ядерного топлива для украинских АЭС законопроект №2336 также до сих пор не рассмотрен на пленарном заседании Верховной Рады”.
Закон о публичных закупках и строительство новых энергоблоков АЭС
На прошлой неделе Правительственный комитет КМУ одобрил обновленное Технико-экономическое обоснование строительства энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС. Если правительство одобрит ТЭО окончательно, то в Верховную Раду поступит законопроект “О размещении, проектировании и строительстве ХАЭС-3,4”. Правительство, как сообщалось, пока одобрение ТЭО отложило.
“Мы должны как можно быстрее такой законопроект рассмотреть и проголосовать, чтобы не создавать законодательные препятствия для успешной реализации этого долгожданного проекта, который, к тому же, создает возможности для наращивания экспорта электроэнергии”, – отмечает депутат.
При этом Войцицкая привлекает внимание к проблемам с другим законом – “О публичных закупках”, что также может замедлить процесс строительства новых энергоблоков: “Цикл строительства новых ядерных мощностей от начала выполнения предпроектных работ до ввода объекта в эксплуатацию составляет около 15 лет. То есть, если мы говорим о реализации задач “Энергетической стратегии-2035″ в контексте ядерной энергетики, мы должны двигаться по жесткому графику”.
Ведь определение поставщиков в сфере ядерной энергетики имеет еще и организационно-технологические особенности. Депутат обращает внимание, что выбор ядерных технологий для строительства новых энергоблоков АЭС в Украине будет осуществляться на международных конкурсах. Поэтому в закупках следует учитывать масштабы и сложность проектов.
“Организовать строительство атомной электростанции несколько сложнее, чем закупить канцелярские товары. Поэтому считаю необходимым внести изменения в Закон Украины “О публичных закупках”, которые будут учитывать специфику ядерной отрасли. Эти изменения, не создавая пространства для злоупотреблений, тем не менее, должны быть направлены на повышение эффективности процесса публичных закупок. Изменения должны оптимизировать действия эксплуатирующих ядерные установки организаций для предотвращения аварийных ситуаций и их устранения. Изменения должны обеспечить выполнение принятых Верховной Радой решений по проектированию и строительству ядерных установок”.
“Мы будем замещать пока работающие энергоблоки АЭС. Поэтому разработка критериев выбора нового типа ядерной технологии должно обеспечить устойчивость энергосистемы. Параллельно придется отрабатывать вопросы объема и источников финансирования проектов”, – отметила депутат.
Ранее сообщалось, что атомщики требуют перераспределения тарифных средств, так как у АЭС, которые генерируют больше 50% украинской электроэнергии получают тариф в 3 раза меньше, чем ТЭС. Недофинансирование не только подрывает безопасность атомных объектов, но и становится причиной оттока высококвалифицированных кадров, которые за рубежом могут зарабатывать в 2 – 3 раза больше. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)