Группа компаний Orange давно известна на украинском рынке как поставщик дизельного топлива в малые порты. Название с новой силой зазвучало, когда молодая команда реализовала дерзкий проект перевалки СУГ в Николаеве через плавучий накопитель. Крупными объемами похвастаться не удается – за полгода удалось привезти по морю 6,5 тыс. т, однако этого хватило, чтобы мощно потеснить коллег по рынку юга Украины и спровоцировать поток сплетен.
Говоря о своих преимуществах в газовом бизнесе, глава группы Orange Роман Румянцев отмечает работу целого комплекса: длинные контракты, клиентская база по всему черноморскому побережью, собственный флот, собственная перевалочная инфраструктура.
В интервью enkorr глава группы Orange также рассказал о планах пуска плавучей ГНС в Киеве, дальнейших перспективах работы перевалки в Николаеве и влиянии последних действий правительства о борьбе с контрабандой.
enkorr: Когда стартовали поставки в этом году и какой объем удалось импортировать по морю с начала года?
Роман Румянцев: Первые поставки были в марте. По состоянию на середину июля всего привезли 6,5 тыс. т.
enkorr: Учитывая опыт этого года, какой вы видите реальную мощность объекта в Николаеве?
Р.Румянцев: При всех благоприятных условиях максимально можно привезти три лодки за месяц, это около 4,8 тыс. т. Мощности по выгрузке больше – до 400 т/сутки.
enkorr: Вы готовы оказывать услуги по перевалке для сторонних компаний?
Р. Румянцев: Не вижу тут никаких проблем. Мы ведем ряд переговоров сейчас о поставке газа с Темрюка и Батуми. Однако речь идет только в комплексе: работают наши суда, наши сюрвейеры, наша перевалка. Грубо говоря, мы берем на себя поставку под ключ – от порта отгрузки до газовоза в Николаеве.
Вообще, я себя больше чувствую, как судовладелец, морской перевозчик нефтепродуктов и газа. Имея опыт и понимание работы в портах, с этой инфраструктурой, мы сделали и открыли для украинского рынка вот такую дополнительную возможность – перевалка СУГ в Николаеве.
enkorr: Если арбитраж уже работает во всю, почему другие не возят?
Р. Румянцев: Сегодня массовым поставкам мешает избыток газа в Украине, он хоть и дорогой, но его много. К первой декаде августа рынок подсохнет и, думаю, танкера пойдут активнее. Впрочем, многое будет зависеть от цен в Средиземноморье.
Почему кроме нас не возил в мае-июне?! Есть три фактора – это свой флот, это покупатели не в Украине и терм-контракт на сам газ. Если бы одного из этих факторов не было – не было бы и поставок.
Мы не являемся чисто украинским трейдером или импортером, у нас есть свой флот, который ходит по Черному и Средиземному морю. Мы перевозим и продаем газ конечным потребителям в Турции, Болгарии и так далее. Когда мы видим, что в Украине открывается арбитражное окно, мы часть объема можем перенаправить сюда.
Грубо говоря, это выглядит так: у нас ежемесячно есть 5 тыс. т ресурса в Черном море. Например, наше законтрактованное судно идет с 2 тыс. т газа, условно, в Болгарию. Мы можем по пути из этих двух – тысячу перенаправить в Украину. За счет этого мы немного экономим, 2 партии идет в одном судне. Естественно, если везти чисто наши 800-1000 т, их логистика будут золотой.
У нас свой флот, свой терминал в Николаеве. Для каких-то других импортеров, чтобы привезти газ по морю в Украину нужно условно $100/т добавить к FOB, а мне – $65-70/т. То есть процентов на 30-40% за счет своего судна и перевалки мы экономим.
Что касается терм-контракта. У нас подписано соглашение со швейцарским трейдером, не Proton (смеется, – enkorr), по которому у нас есть условия, скажем так, более выгодные, чем у других. По длинному контракту цена всегда будет лучше. В Украине ни у кого термов на море нет, вы знаете сами.
enkorr: И тем не менее, в ваш адрес нередко кулуарно звучат обвинения в контрабанде. Думаю, вы и сами об этом прекрасно знаете.
Р. Румянцев: Вот именно, что только кулуарно. Лично этого никто не говорит. Потому что любой, кто связан с импортом, знает, что осуществить контрабанду нефтепродуктов сегодня – просто нереально. Есть куча органов, которые каждый раз приходят, проверяют, ищут, высматривают и, естественно, ничего не находят. Мы не просто там под пристальным вниманием контролирующих органов, мы у них под микроскопом! На каждое судно собирается комиссия в составе 10-12 человек – пограничники, СБУ, ГФС, Энерготаможня, Региональная таможня… кто только не приходит.
Естественно есть завистники: мы пришли и забрали у некоторых компаний 50% клиентов. От этого и пошла куча всех этих сплетен. Мы не реагируем, но готовы в персональном режиме ответить на любые вопросы. Поэтому в этом плане я спокоен, пусть говорят… как в той телепередаче.
В то же время, я пока не могу сказать, что мы хорошо зарабатываем на поставках в Украине. Да, был крутой скачек в августе 2017 г., но все заработки мы потом вернули до конца года. В этом году планируем поставлять в Украину до сентября, потом будет чисто турецкое и болгарское направления, еще будем выходить в Средиземное море.
На разговоры о незаконности операций по перегрузке СУГ в Николаеве Роман Румянцев кладет 10-килограммовую кипу технических и согласовательных документов по барже и комплексу налива.
enkorr: А что будет зимой с баржами-накопителями, николаевским терминалом?
Р. Румянцев: Мы хотим на зиму их подымать по Днепру в Киев и использовать их как накопители. Это будет такой себе инновационных проект – плавучая ГНС. Все тоже самое, что и с сухопутной -слив с ж/д-цистерн, хранение, налив в машины. Мы хотим поднять сюда две баржи, то есть у нас автоматически появляется на зимний период времени 2 тыс. т хранения газа “в центре города”. А весной – обратно, на юг.
На самом деле мы уже нашли несколько вариантов причалов, сейчас изучаем их на предмет автомобильной и железнодорожной логистики.
enkorr: По вашим оценкам, мы увидим в августе повторение прошлогоднего газового кризиса?
Р. Румянцев: Пока никакого ажиотажа нет, и мне кажется, что все будет ровно. Вот сейчас июль, уже сезон во всю, а в Украине хватает газа. Как коммерсанта это меня естественно расстраивает, но с точки зрения потребителя – это однозначно хорошо, когда нет вот таких колебаний. Возможно только конец августа, посмотрим.
enkorr: Какие дальнейшие планы. Может, розница?
Р. Румянцев: Я недавно получил паспорт моряка и теперь хочу отправиться на судне в рейс. Я ни разу не ходил и всегда мечтал, скоро однозначно пойду. Вот такие планы.
А розница… Пока мы однозначно никакой розницы делать не планируем. Нам действительно предлагали купить одну сеть и потом другую, но нет. Эта идея с коммерческой точки зрения, в принципе, интересна, но при такой политической ситуации в стране… мы пока не готовы.
Да и мы всегда, в принципе, хотели не то чтобы выделяться, а делать более-менее эксклюзивные вещи, то, что не делают другие.
enkorr: Объявленная правительством программа по борьбе с контрабандой как-то отразилась на деятельности, вы почувствовали какие-то изменения в работе органов?
Р. Румянцев: Почувствовали. Начали брать пробы с каждого корабля без исключения, например. Кроме того, теперь кроме 10 человек из старого состава досмотра судна появились еще два полицейских. В принципе, это все. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)