Сельскохозяйственный сектор украинской биогазовой энергетики испытывает наибольшее оживление с момента своего существования, отмечает Юрий Эпштейн, эксперт Биоэнергетической Ассоциации Украины. Причиной этому является не только “зеленый” тариф на производство электроэнергии из биогаза, но и ряд изменений на рынке, которые делают электрогенерацию выгодной альтернативой.

В первую очередь это касается сахарных заводов. Уже три завода обзавелись своими биогазовыми мощностями. Последним запущенным был биогазовый комплекс на Теофипольском сахарном заводе. До него уже работали установки на Глобинском и Рокитнянском.

На завершающем этапе строительства находится проект на Линовицком сахарном заводе, начаты и продолжаются работы на Капитановском, Корсунь-Шевченковском, Городище-Пустоваровском. О серьезных намерениях заявил Гнидавский. Публично не афишируют, но активно прорабатывают биогазовую тематику многие другие, отмечает Юрий Эпштейн, эксперт Биоэнергетической Ассоциации Украины в материале для издания НВ Бизнес.

Электроэнергия – самая выгодная утилизация жома

Причины такой активной заинтересованности в собственнои производстве электроэнергии – неустойчивость ценовой коньюнктуры на внутреннем и мировом рынках, и рост цен на энергоресурсы, удобрения и горюче – смазочные материалы (и соответственно, возрастание себестоимости производства), отмечает эксперт.

“Производителям нужны устойчивость и прогнозируемость. Нужны экономическая эффективность и экологическая безопасность. Рецепт решения широкого спектра этих задач – максимально эффективное использование побочных продуктов сахарного производства – сахарного жома и мелассы”.

И если мелассы образуется сравнительно небольшое количество (5%) и она пользуется стабильным спросом в пищевой промышленности, животноводстве и производстве биоэтанола, то с сахарным жомом ситуация посложнее.

Количество сахарного жома, образующегося при производстве сахара, составляет около 80% от объема перерабатываемой свеклы. И на рынке сельхозпродукции в последние годы спрос на этот ресурс снизился.

“Произошедший за последние годы резкий спад животноводства, быстрое окисление и проблемы с утилизацией резко обесценили этот продукт и для многих сахарных заводов сделали бесполезной обузой. Не намного облегчают ситуацию дорогостоящие пресса глубокого отжима и барабанные сушилки, требующие больших и дорогостоящих энергозатрат”, – пишет Эпштейн.

При этом прессованный сахарный жом является “превосходным сырьем для биогазового комплекса”, в котором произведенный биогаз превращают в электроэнергию, которую государство платит зеленый тариф. На сегодня за 1 кВт- электроэнергии, произведенной из биогаза, государство платит 12.4 евроцента. При этом биогенерация позволяет попутно получать тепловую энергию и ферментированный жом.

Кейс Гнидавского завода

Эксперт привел пример финансовых показателей Гнидавского сахарного завода, и сравнил их с потенциально возможными, если бы сахарный завод использовал свои биоресурсы для генерации электроэнергии.

Финансовые результатам деятельности Гнидавского сахарного завода в 2017 году (по данным Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку).

Объем переработанной свеклы – 521,3 тыс. т. Валовая прибыль – 26,79 млн. грн. (864 тыс. евро). Прибыль на 1 т переработанной свеклы – 1,65 евро.

“После измельчения и удаления из 521,3 тыс. т сахарной свеклы диффузного сока остается 417,0 тыс. т сахарного жома. Сухого вещества в нем будет, в среднем, около 7% – 29,2 тыс. т, а с учетом неизбежных потерь при хранении – 26,3 тыс. т, из которых органики будет не менее 90% – 23,7 тыс. т. Именно из этого количества биомассы в процессе ферментации будет вырабатываться биогаз”, – пишет эксперт.

По его данным, из этого объема ресурса можно получить 14 220 тыс. куб. м биогаза.

При сжигании биогаза в когенерационной установке вырабатывается 31,3 млн. кВт-ч электроэнергии, из которых не более 10% пойдет на собственное потребление биогазового комплекса. Оставшиеся 28,2 млн. кВт-ч будут проданы государству за 3,5 млн. евро. Попутно когенерационная установка выдаст 32,7 млн. кВт-ч тепловой энергии, из которых на поддержание температурного режима ферментации в самое холодное время года уйдет не более 30%.

Прибыль от сахарного производства Гнидавского сахарного завода за 2017 год составила 864 тыс. евро.

Тогда как выручка от продажи выработанной электроэнергии могла бы быть 3,5 млн. евро.

Стоимость выработанной тепловой энергии (экономия при закупке природного газа) – 790,2 тыс. евро.

Операционные расходы на содержание биогазового комплекса и проценты по кредиту, эксперт оценивает в сумму не более 800 тыс. евро.

Суммарная прибыль составит 4,3 млн. евро, или 8,33 евро на 1 тонну переработанной сахарной свеклы. Это в 5 раз больше, чем было в 2017 году без биогазового комплекса.

Что нужно, чтобы этого достичь?

Потребуется биогазовый комплекс мощностью около 4 МВт, стоимость которого должна включать и строительство емкостей для хранения силосованного сахарного жома, и стоимость собственной химической лаборатории, и электрических присоединений, и юридического сопровождения, и необходимой техники и, наконец, стоимость консалтинговых услуг, отмечает эксперт.

“В любом случае, срок окупаемости проекта должен составить менее 5 лет после ввода в эксплуатацию и приносить высокое моральное, а главное – материальное удовлетворение”.

В Одесской области в ближайший месяц заработает новый биогазовый комплекс. В целом же за последние 3 года биогазовые электрогенерирующие мощности увеличились почти втрое. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий