В последнее время все большее внимание уделяется сжиженному углеводородному газу (далее – СУГ) пропан-бутану, объемы потребления которого постоянно увеличиваются, что соответственно уменьшает долю автомобильного бензина на рынке Украины.
Расширение рынка СУГа требует появления новой инфраструктуры, пересмотра действующей нормативной документации и нормативно-правовой базы, создание лабораторий и справедливых правил игры для всех участников рынка.
Соглашение об Ассоциации с Европейским союзом, которое Украина подписала в 2014 г., обязывает перейти на работу по Техническим регламентам (законодательный документ принятый КМ Украины, аналог Директив ЕС). В этом документе содержатся основные законодательные требования для условий торговли. Стандарты же становятся добровольными к исполнению.
Минэнергоугля и Минэкономразвития разработали программы перехода от действующей системы стандартизации к европейским стандартам качества. Значит, что все ГОСТы, которые были разработаны и приняты до 1991 г., должны утратить свое действие до 01.01.2019 г. и быть заменены на ДСТУ, ISO, EN. Это касается, в первую очередь, отмены действующего ГОСТа на ПБА 1987 г и обязательного пересмотра ДСТУ 4047-2001 на коммунально-бытовой газ, который не предназначен для использования в автомобилях. В 2018 г. вступил в действие европейский стандарт на автомобильный СУГ, гармонизированный с EN 589, в котором отображены основные требования для автогаза. Этот стандарт должен стать основополагающим для автомобильного газа в Украине. В 2019 г. Министерства планируют разработать Техрегламент для СУГ, в соответствии с упомянутым Соглашением с ЕС, а также необходимостью разграничения использования коммунально-бытового газа и автогаза.
Необходимость использования автогаза в бензиновых ДВС, в качестве альтернативного топлива, не вызывает никаких сомнений у экспертов и участников топливного рынка. В то же время, использование СПБТ в бензиновых ДВС может нанести вред всей топливной системе – это связано с разными технологиями производства СУГа, системами его очистки, переработки и методах оценки качества. Помимо ужесточения таких параметров, как общая сера и нормирования октанового числа (не нормируется в СПБТ), массовая доля жидкого остатка, определения коррозийной устойчивости, наличия непредельных углеводородов в автогазе определены другие методы оценки качества газа, которые не сопоставимы со старыми ГОСТами.
Крупные национальные производители СУГ (“Укртатнафта”, “Укргаздобыча”, “Укрнафта”, ПГНК и др.) уже приступили к переходу на европейские стандарты. В результате большинство из них уже выпускают автомобильный СУГ в соответствии с требованиями ДСТУ 589 (EN 589). Но есть и другая составляющая – импорт, от которого рынок полностью зависит. И здесь возможны серьезные проблемы. Несмотря на переход белорусских предприятий более 10 лет назад на европейские стандарты качества, их газ не всегда соответствует этим стандартам. Далеко не весь российский и казахский газ отвечает европейским требованиям. Следует отметить, что на заводах РФ и Казахстана работает другая система стандартизации, технологии производства и оценки качества СУГ.
В связи с этим с 1 января 2019 года путь в Украину существующей части поставок будет закрыт. Оценки разнятся, но порядка трети импортных поставок СУГ может не соответствовать новым требованиям. Немало, учитывая, что в сезон рынок работает на грани и на счету каждая та. Какой выход?
Прежде всего, импортеры должны активизировать переговоры с зарубежными производителями и четко определить их возможности в новых условиях. Не исключено, что некоторые производители и поставщики могут оперативно подстроиться под европейские стандарты.
Одним из путей решения проблемы является использование современных газонаполнительных станций (ГНС). На ГНС происходит технологическое смешивание фракций пропана и бутана в соответствии с установленными требованиями и с дальнейшей паспортизацией продукта. Но сколько таких ГНС?
Современные ГНС должны иметь всю необходимую инфраструктуру: резервуарный парк, жд эстакады, испытательные лаборатории, узлы приема-отпуска продукции в автоцистерны, системы пожарной и экобезопасности, технологические возможности смещения, переработки для доведения сырьевых компонентов до уровня еврокачества.
На сегодня не то, что ГНС, не все производства могут похвастаться такой инфраструктурой.
Можно привлекать стороннюю помощь. Но на данный момент функционирует всего около пяти современных лабораторий, готовых проводить испытаниями по нормам EN 589. Этого явно недостаточно для рынка объемом 1,5 млн. т в год. Как и создание подобных лабораторных комплексов, строительство и введение в эксплуатацию ГНС очень непростой, долгий и дорогостоящий процесс. Но начинать этим заниматься нужно уже сегодня: ужесточение стандартов необратимо. (Александр Лютый, аудитор по оценке качества нефтепродуктов, технический эксперт, Enkorr/Энергетика Украины и мира)