1 августа 2018 г. стало известно о досрочном прекращении аренды 63 АЗС “БРСМ-Нафта” компанией “Евро Пауэр”. Это означает окончательное расставание бывших партнеров – Эдуарда Ставицкого и Андрея Бибы, которые за последние два года изрядно потрепали друг другу нервы.
До 5 сентября БРСМ должна дебрендировать арендованные АЗС и останется с сетью из 133 АЗС. Их дальнейшая судьба абсолютно ясна: Биба знает этот бизнес как свои пять пальцев. А вот что будет с заправками Ставицкого, пока не ясно. Уже есть достаточно признаков того, что эти станции войдут в орбиту WOG. Хотя здесь не так все однозначно.
Первые признаки раздела БРСМ появились в 2016 году. Тогда между двумя акционерами начался сначала тихий, а потом открытый корпоративный конфликт со всеми атрибутами в виде использования силовиков всех мастей, черных нотариусов и “справедливых” районных судов, разбросанных по всей стране.
Когда “споров никаких не было”
“БРСМ-Нафта” была основана Андреем Бибой и Александром Полищуком в 1992 г. Ставицкий вошел в 2007 г., выкупив долю Полищука. Тогда сеть состояла из 11 станций, а 35-летний Ставицкий в качестве советника министра экологии только набирал вес в иерархии Партии Регионов. Участие будущей “звезды” регионалов в БРСМ тщательно скрывалось, но реестры со временем показали среди акционеров его тещу. Впоследствии был вынужден “разоблачить” Ставицкого и сам Биба, который понял, что именно его “токсичный” партнер является причиной нарастающих проблем их совместного бизнеса. Но это было после событий 2014 года, к которому БРСМ подошла с сетью из 126 АЗС.
Весной 2014 г. молодой министр энергетики и угольной промышленности покинул страну, оставив в столичном “Пассаже” золотые слитки, коллекции часов и прочие побочные продукты кропотливой чиновнической службы (позже по классике он заявит, что это не его).
Одновременно начались проблемы у “БРСМ-Нафты”, которую к тому времени уже крепко ассоциировали с беглецом. В апреле 2014 года на воздух взлетел комплекс в Переяславе-Хмельницком, унеся жизнь 6 человек. В дальнейшем было обнаружено несколько закладок взрывчатки на столичных комплексах, которые к счастью удалось обезвредить. 8 июня 2015 года на нефтебазе БРСМ в Василькове произошел крупнейший в истории Украины пожар, забрав жизни шести спасателей и работников нефтебазы. Суды по эпизодам в Переяславе и Василькове длятся до сих пор. Хронология дальнейших событий дает все основания утверждать, что пожар в Василькове сжег и связь между партнерами по БРСМ.
В конце 2014 года было объявлено о приобретении БРСМ нидерландским FreezeOil Fund. Фонд был настолько “сырым”, что его связь с семьей Ставицкого вскрылась буквально на следующий день. Тогда же в контексте FreezeOil впервые прозвучало имя Даниэля Болотина, которого сейчас Биба называет “архитектором всех рейдерских схем Ставицкого”.
“Когда Ставицкий был единственным партнером, мы всегда находили понимание, и споров никаких не было. Когда он отдал свою долю или, скажем так, приобрел партнеров, стало все намного сложнее”, – говорит Биба.
В феврале 2016 г. стороны решили бизнес разделить. Тогда совместная сеть насчитывала 126 станций и каждому из партнеров отошло по 63 объекта.
“Оборудование, нефтебазы, ГНС, автопарк мы совместно оценили в такую-то сумму, поторговались и 50% он, как положено, получил и подписал документы, что претензий не имеет, деньги получены. После этого все это имущество было полностью оформлено на меня”, – говорил в интервью enkorrАндрей Биба.
К августу сеть была разделена. 63 станции своего бывшего партнера Биба взял в аренду, что, по его словам, было условием Ставицкого. “БРСМ-Нафта” продолжила работать единой сетью, но владельцы станций, иногда даже в пределах одного города, были разные.
Первый гром грянул осенью 2016-го. Усилиями Генпрокуратуры и налоговой службы работа 70% сети была прекращена. Проводились обыски, аресты счетов и все это сопровождалось заявлениями новоназначенного генпрокурора Юрия Луценко о скорой национализации сети. К концу зимы 2017 г. сеть возобновила работу, действия правоохранителей были оспорены в судах, а те в свою очередь прежнюю активность впредь не проявляли.
Тогда же, со слов Бибы, у его партнеров возникла идея продать бизнес покупателю из России. Но чтобы продать подороже, было решено не только 63 разрозненных станции, а всю сеть и самое главное с товарным знаком “БРСМ-Нафта”, который зарегистрирован на Бибу. “Я отказался от продажи, и они решили сделать это без меня”, – утверждает Биба. После этого разногласия между партнерами вылились в конфликт, вскоре перешедший в публичную плоскость.
Контролируемая FreezeOil Fund компания Melian Management в мае 2017 г. подала иск об аннулировании прав Бибы на торговую марку “БРСМ-Нафта”, параллельно добившись арестов его компаний. Тогда же со стороны Ставицкого была попытка вывести свои 63 АЗС из-под аренды компании “Стейт Оил”. Закончилось это все в августе подписанием мирового соглашения. Ставицкий отказался от претензий на торговую марку “БРСМ-Нафта”, официально подтвердив, что единоличное право на знак имеет Андрей Биба. Также был подписан новый договор аренды его 63 АЗС и компанию “Стейт Оил” сменила “Евро Пауэр”.
Перемирие длилось не долго. В январе 2018 г. все имущество Бибы в один день было перерегистрировано на компанию “Имбрем Аурум ЛТД”, принадлежащую Ставицкому. В классическом стиле сделано это было при помощи госрегистратора одного из сел Одесской области. Также были подделаны документы итальянского нотариуса Бибы, в операции фигурировали граждане Грузии и некие лица, прописанные в оккупированном Донбассе. Пошел новый виток уголовных дел и арестов имущества. Параллельно был восстановлен спор по торговой марке.
Весной на заправки БРСМ совершили набег молодчики, идентифицировать которых так и не удалось.
В такой диспозиции стороны подошли к 1 августа, когда неожиданно было объявлено об очередной обоюдной договоренности по разделу бизнеса.
На протяжении всего конфликта Биба как щитом прикрывался договором об аренде станций до 1 сентября 2019 года. Он мог работать на них еще год, но решил выйти из проекта досрочно. Не исключено, что бывший партнер таки его утомил.
“Поскольку со стороны Ставицкого неоднократно предпринимались попытки рейдерского захвата торговой марки и моей части АЗК, я принял решение расторгнуть договор аренды, чтобы раз и навсегда закончить эту историю”, – заявил Андрей Биба.
Несмотря на потерю части сети, расставание с токсичным партнером может придать бизнесу владельца торговой марки БРСМ новый стимул к развитию. Уже будучи самостоятельным игроком, с 2016 по 2018 годы он нарастил сеть вдвое – с 63 до 133 АЗС, покупая и арендуя объекты.
Основные вопросы связаны с судьбой 63 АЗС Ставицкого. Всегда было понятно, что сам он управлять своей сетью не сможет, поскольку не имеет ни команды, ни контрактов, ни возможности эффективно управлять бизнесом в удаленном режиме. Тем более ритейлом, который требует повышенной вовлеченности. Когда между партнерами по БРСМ начали мелькать молнии, были разговоры о присоединении станций Ставицкого к сети Sun Oil, хотя официального подтверждения эта информация не получила.
Не скрывает своих планов Ставицкий с компанией и сегодня: из заявления нидерландского фонда следует, что договоры с будущими арендаторами уже подписаны. Но что интересно: в этом же сообщении говорится, что фонд ведет переговоры о привлечение международного бренда. Если станции сданы в аренду, какие еще переговоры собирается вести фонд? Не ждет ли новых арендаторов судьба Бибы, которого арендодатели торпедировали на протяжении всего действия договора?
Биба заявляет, что новым арендатором его станций будет группа WOG, специалисты которой якобы инспектировали заправки БРСМ еще весной. Сам WOG ситуацию пока не комментирует.
Что же известно о новых управленцах осколка БРСМ? Накануне стало известно об одной детали. 27 июля 2018 года, за несколько дней до заявления о разводе, 19 компаний-владельцев АЗС Ставицкого потребовали в суде от Бибы прекратить использовать 63 станции и передать их новым арендаторам – компаниям “Мото Трейдинг” и “Сити Трейдинг”.
Трейдинг” учреждена в Луцке в мае 2018 г. и на паритетных началах принадлежит Андрею Корольчуку и Ярославу Типайло. Корольчук сделал себе имя на рынке благодаря многолетней работе на должности куратора развития направления реализации сжиженного газа в сети WOG. Два года назад он покинул WOG, став директором “Трансшимпент-газ”. Эта компания является оператором недавно построенной ГНС “Привольное” в Днепропетровской области.
Вторая компания создана в марте 2018 г. и на 100% принадлежит тому же Типайло. Он в свою очередь является директором компании “Лаки Петрол”, которая арендует нефтебазу и ряд АЗС у компании “Азовнефтепродукт” в Донецкой области. В официальных справках, подаваемых в тендерные комитеты по процедуре ProZorro, “Лаки Петрол” c апреля маркирует их под брендом MOTTO. В свою очередь МОТТО известно тем, что начала свою работу на базе низколиквидных станций WOG, которые бренд решил сдать в аренду.
Официальные документы умалчивают еще об одном фигуранте этой истории, которого хорошо знают на рынке. Источники в трейдерских кругах говорят, что основным действующим лицом в проекте МОТТО является Алексей Костяк. Он акционер и топ-менеджер упомянутого проекта ГНС “Привольная”, в котором 25% принадлежит WOG. Выходец из Донецка, Костяк владеет местной сетью “Трансконтиненталь” и, утверждают источники, именно его структуры управляют упомянутой сетью “Азовнефтепродукта”.
Он также является партнером WOG в проекте развития газовых модулей. По имеющимся данным, около 60 из 260 точек продажи сжиженного газа в сети WOG построены при участии Костяка и сегодня остаются в его собственности. А основную известность Костяк приобрел благодаря пускай и непродолжительной (около полугода), но весьма яркой каденции в компании “Глуско Украина”, где руководил продажами сжиженного газа.
“Это независимый от нас игрок рынка… В период высокой маржинальности в 2013 году появилось немало желающих попробовать свои силы в ритейле, основной схемой входа в рынок была выбрана аренда. …МОТТО мы отдали в аренду буквально несколько наших низкорентабельных объектов. Мы не де-юре, ни де-факто никогда не были участниками этого предприятия. Они взяли в аренду станции и у других владельцев, у других компаний. Как я понимаю, это “лоукост”: минимум сервиса, минимальная цена. Мы стабильно получаем арендную плату и нас все устраивает”, – говорил генеральный директор WOG Сергей Корецкий в интервью enkorr. Похоже, что говорить о МОТТО как подконтрольном бизнесе WOG все же не совсем верно, хотя и отрицать определенную связь тоже невозможно.
Получить комментарий “Сити Трейдинг” и “Мото Трейдиг” не удалось. Согласно сайту МОТТО, сеть насчитывает 35 АЗС.
Здесь интересен другой аспект, а именно: что двигало Ставицким последние два года, которые он потратил на разрыв собственноручно подписанного договора с Бибой? Экс-министр известен своей любовью к деньгам и умением их считать. Знакомые с ним люди уверены: порвать с давним партнером могло стимулировать только желание заработать больше. Но кто даст больше Бибы? Не вызывает сомнений, что после дебрендинга станции БРСМ потеряют продажи, притом будь они перекрашены хоть в МОТТО, хоть в WOG. Возможно, в этой истории есть другие мотивы, которые двигали Ставицким, например, перспектива продажи сети.
Закончился ли конфликт между Бибой и Ставицким? В судах еще тлеют споры относительно торгового знака “БРСМ-Нафта”, не закончилась история и с принудительными перерегистрациями имущества при помощи сельских регистраторов. Какой бренд появится на 63 АЗС после 5 сентября, когда Биба должен вернуть АЗС? Что и как будут продавать на этих заправках? А разве когда-то было так, что вокруг БРСМ не было вопросов? (Виталий Крижевский, Enkorr/Энергетика Украины и мира)