Начальник управления благоустройства киевской мэрии Тарас Панчий знаком всем собственникам нелегальных газозаправочных пунктов Киева. Сегодня стало очевидно, что идет новая волна нашествия нелегалов в Киеве. Но чиновник заверяет, что город держит ситуацию под контролем.
Как и обещал Тарас, на следующий день после беседы с enkorr в столице состоялись первые демонтажи. Сколько заправок будут демонтированы, и каковы отголоски прошлогодней полномасштабной войны с нелегалами – в интервью enkorr.
enkorr: Сколько сегодня заправок в столице работает нелегально?
Т. Панчий: По нашим подсчетам в Киеве работает около 20 незаконных АГЗП. Из них 8 заправок – это АГЗП “Барса”, по которым продолжаются судебные тяжбы. Остальные 12 будут демонтированы на днях. Решение про демонтаж принято.
enkorr: А что с дизельными бочками?
Т. Панчий: Дизельные тоже есть. Мы обнаружили порядка 12 штук. Эти объекты, также подлежат демонтажу, однако пока работы тормозятся из-за нехватки техники – ищем подрядчика с бензовозом для перевозки откачанного дизеля. Но вопрос решаемый.
enkorr: С поиском газовоза раньше тоже были проблемы. Их уже удалось решить?
Т. Панчий: Да, КАСС (Киевская аварийно-спасательная служба) работает с подрядчиком, у которого есть газовоз. В 2017-ом, как вы помните, мы даже хотели приобрести свой газовоз: было очень сложно найти подрядчиков. Их можно понять – водителям угрожали, поджигали коммунальную и арендованную технику… Ассоциация нефтетрейдеров была на стороне “Благоустрия”, но свои газовозы операторы также опасались давать на демонтаж – техника дорогая.
Сейчас покупать газовоз для демонтажа двух десятков заправок… Наверное, нелогично.
enkorr: Какая ситуация в суде с “Барсом”?
Т. Панчий: Мы “Барс” проиграли в апелляции три дела, два – еще в суде. Совместно с юридическим управлением Департамента мы уже выработали новый механизм. Хотим завершить эту судебную практику, и тогда уже демонтируем их 8 заправок. Позиция города неизменна – нелегальным заправкам тут не место.
enkorr: В своем обосновании они настаивали, что АГЗП – это по сути МАФ…
Т. Панчий: “Барс” в суде не доказывает свою законность, он всего лишь оспаривает наши действия. Даже если это временные сооружения, основания для использования участка должны быть: договор об аренде или государственный акт на постоянное использование земли. МАФы должны хотя бы иметь договор об оплате паевого участия к моменту конкурса… У “Барса” ничего такого не было.
enkorr: Есть ли в судебных решениях пункт о том, что Департамент не имеет право повторно демонтировать заправки “Барс”?
Т. Панчий: Нет такого пункта. Будем вручать новые предписания. Они же не доказали законность своей деятельности. В большинстве случаев они заключали договоры с “Киевпарксервисом”, которые исключают любую предпринимательскую деятельность кроме сдачи в аренду паркоместа. Государственная архитектурно-строительная инспекция в суде подтвердила, что АГЗП – это объекты наивысшей пятой категории опасности. И у земельного участка должно быть соответствующее целевое назначение. К тому же нужны разрешительные документы на введение объекта в эксплуатацию.
еnkorr: Сколько всего дел по нелегальным заправкам сегодня в судах?
Т. Панчий: Кроме “Барса” с нами еще судится Osoil. Там история в том, что бочки были размещены на территории гаражных кооперативов, и владельцы настаивают, что топливо предназначалось не для продажи, а для потребностей кооператива. Как и с “Барсом”, мы проиграли в апелляции три дела, но продолжаем борьбу.
Больше судов на сегодня нет.
еnkorr: Кто-то из нелегалов еще подавал в суд?
Т. Панчий: Нет. Остальные предприниматели понимают, что они незаконно осуществляют свою деятельность. Вернее, осуществляли. Они обращались только с требованием вернуть оборудование. Каждый предприниматель имеет право на это, но только после того, как вернет средства, которые были потрачены на демонтаж, и приведет участок в первоначальный вид: высадит деревья, демонтирует ограждения и т.д.
еnkorr: Сколько стоит демонтаж?
Т. Панчий: Я не могу сказать, поскольку город на это средства не тратит. Мы работаем с подрядчиками, которые проводят все работы и выставляют счет. Стоимость работ – их коммерческая тайна, насколько я понимаю.
еnkorr: В один из реестров незаконных заправок попадали и крупные сетевики. Они тоже подлежат демонтажу?
Т. Панчий: Тогда в графе “статус” значилось:”проверка документов”. Со временем вся документация была изучена. Несколько бочек были самостоятельно демонтированы, по другим приведены в порядок документы. В итоге претензий не осталось. Сейчас крупные сети предоставили нам планы по новым АЗС и реконструкции действующих. Мы изучаем их на предмет нарушения правил благоустройства города.
еnkorr: Были ли случаи, чтобы демонтированные заправки возвращались в легальном виде?
Т. Панчий: Если и возвращались, то только на незаконных основаниях. Лишь один объект на Калнышевского, это бывшая улица Майорова, могу вспомнить. Но там участок изначально был выдан под заправку, и сейчас она вводится в эксплуатацию.
еnkorr: Как происходит мониторинг ситуации в столице? Выявляете новых нарушителей?
Т. Панчий: Основной мониторинг лежит на “Благоустрии”. Город мониторят примерно 100 инспекторов, и за каждым из них закреплен свой сектор. Инспектор ежедневно совершает обход своей территории, и в случае обнаружения нарушителя выдает предписание – это документ строгой отчетности. После чего объект вносится в базу как нелегальный.
Кроме того, члены Нефтегазовой ассоциации сообщают о своих нелегальных соседях. На самом деле, любой киевлянин может оставить заявку диспетчеру “Благоустрия” или позвонить на 1551 – горячую линию КГГА. Такие обращения есть, мы отрабатываем каждое.
еnkorr: Один из основных аргументов нелегалов – отсутствие официальной процедуры размещения заправок в Киеве. Работаете ли вы над этим?
Т. Панчий: Дорабатываем. Департамент земельных ресурсов составляет перечень участков, которые подходят по нормам. В будущем их можно будет по упрощенной процедуре передать коммунальному предприятию “Киевгортопливо”, после чего предложить в аренду субъектам предпринимательской деятельности. Это только один из вариантов.
еnkorr: После массовых демонтажей в столице, многие нелегалы перебрались в область. Просили ли вас коллеги из Киевской областной государственной администрации поделиться опытом?
Т. Панчий: Ко мне никто не обращался, возможно, были запросы в другие подразделения. Область может взять наработки Киева. У них нет “Благоустрия”, но есть земельный департамент, кроме того, можно создать специальную комиссию. Чтобы нелегалы ушли, они должны увидеть четкую позицию власти, так как это произошло в прошлом году в столице. (Татьяна Коломыченко, enkorr/Энергетика Украины и мира)