Анализ прогнозов по продажам электромобилей (EV) в среднесрочной перспективе вызывает весьма неудобные вопросы. Например, почему ожидания экспертов по динамике продаж EV (особенно в мировых масштабах) не совпадают с оценками мощности предприятий по производству тяговых батарей на порядки?
К 2030 году в США ежегодно будут продаваться 10 млн. новых электромобилей, прогнозируют в организации “Электромобильная инициатива” (Electric Vehicles Initiative, – EVI). В Bloomberg эту цифру считают завышенной и полагают, что к этому сроку годовой спрос на электромобили составит в США 4,9 млн. EV. Управление энергетической информации Минэнерго США оценивает перспективы местного EV-рынка еще ниже: примерно 1,8 млн. электромобилей в год. Все эти цифры были опубликованы порталом Red Green and Blue.
Более чем пятикратную разницу в оценках объема продаж электромобилей в США с большой натяжкой можно объяснить тем, что местное Минэнерго действует в интересах нефтегазовых гигантов и автомобильных корпораций. Двукратную разницу в прогнозах EVI и агентства Bloomberg (кстати, имеющего собственные интересы на энергетическом рынке) можно объяснить чрезмерным оптимизмом “Электромобильной инициативы”. А если предположить, что в 2030 году в США ежегодно будет продаваться 4,9 млн. EV, мы вступаем в противоречие с прогнозом Международного энергетического агентства (МЭА), что к 2030 году мировой электромобильный парк достигнет 125 млн. ед.
США являются одним из крупнейших электромобильных рынков мира. И если в оставшиеся 12 лет ежегодно там будет продаваться в среднем 2 млн. EV (и все они останутся в строю до 2030 года), емкость американского EV-рынка составит 24 млн. электромобилей. Это никак не коррелируется с прогнозом МЭА – структуры, не склонной преувеличивать влияние EV на автомобильный и энергетический рынки.
Но самые удивительные цифры сокрыты в области поставок комплектующих для электромобильной отрасли. Согласно результатам исследования “Electric Vehicle Battery Market by Propulsion Type, Battery Type and Vehicle Type – Global Opportunity Analysis and Industry Forecast, 2017-2025”, проведенного консалтинговой фирмой Research and Markets, емкость мирового рынка электромобильных батарей в 2017 году составила $23 млн. К 2025 году она увеличится до $84 млн. (+17,2%). Эти цифры были опубликованы на сайте businesswire.
Стоимость 30-киловаттной батареи электромобиля Nissan Leaf составляет около $7 тыс. Одним из главных трендов электромобильного рынка является значительное увеличение емкости АКБ. Так, на серийном премиальном электрокроссовере Audi e-tron будет уславливаться 95-киловаттная АКБ, стоимость которой составит от $23 тыс.
На “народных” EV емкость батареи будет меньше, около 40 кВт при прогнозной стоимости $10 тыс. Разделив $84 млн. на $10 тыс., получим сенсационный результат: батарей, которые будут изготовлены в период между 2018 и 2025 гг. хватит для того, чтобы собрать 8,4 тыс. EV!
Возможно, аналитики ошиблись на три порядка в анонсе результатов своего исследования и емкость батарейного рынка исчисляется не в млн., а в млрд. (million и billion в английском написании). Но даже в этом случае аккумуляторов, выпущенных между 2018 и 2025 гг., хватит для сборки 8,4 млн. EV. Иными словами в ближайшие пять лет мировые продажи электромобилей составят в среднем 1,68 млн. EC в год.
Нюанс: в этих расчетах не учтены батареи, которые потребуются для обслуживания электромобилей, эксплуатируемых более семи лет – гарантийного срока на АКБ. А таковых к 2025-2030 гг. будет великое множество.
Вопрос: каким образом при таких объемах производства можно довести количество электромобилей до 125 млн. шт. к 2030 году?
Ответ на него, возможно, таится в маленькой хитрости адептов электромобильного будущего, которые включают в свои отчеты и прогнозы не только батарейные электромобили, но и подзаряжаемые от сети гибриды с дизельным или бензиновым двигателем. Емкость батарей в последних значительно меньше – около 5 кВт. Но в этом случае нужно говорить о гибридной автомобильной революции. Мечтать об электромобильной революции при таких цифрах слишком рано – батареек не хватит! (Игорь Мягченков, технический редактор enkorr/Энергетика Украины и мира)