Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) в Чернобыльской зоне – что уже построили

Строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива торжественно начали в ноябре 2017 г. «ЭлектроВести» посетили площадку ЦХОЯТ в Чернобыльской зоне 8 месяцев спустя и оценили прогресс – шансы того, что объект будет построен вовремя есть. Первая очередь должна быть построена в конце 2019 г. – начале 2020 г.

Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) строится в Чернобыльской зоне отчуждения по технологиям американской компании Holtec International. В ноябре 2017 строительство было торжественно открыто. Технология сухого хранилища Holtec позволяет хранить топливо как производства ТВЭЛ, так и производства Westinghouse, отработанное в энергоблоках ВВЭР-1000 и ВВЭР-440. В Holtec International называют объект “античернобылем” и гарантируют его устойчивость к любого рода повреждениям. Срок эксплуатации хранилища – 100 лет.

ЦХОЯТ предназначен для хранения отработанного топлива с трех украинских АЭС – Ривненской, Хмельницкой (с учетом энергоблоков №3 и 4, которые планируют достроить) и Южно-Украинской. На Запорожской АЭС есть свое хранилище ОЯТ, также сухого типа. Отработанное топливо с ЧАЭС (как и поврежденное топливо) будет храниться в другом сухом хранилище на территории зоны отчуждения – СХОЯТ-2, которое также достраивает Hotec International (и планирует его запустить в апреле 2019). Сухое хранилище означает, что ОЯТ будут в нем находиться без использования воды – охлаждение сборок будет осуществляться за счет естественной конвекции воздуха. Общая емкость ЦХОЯТ составит 16 529 отработавших тепловыделяющих сборок (для реакторов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000).

Важное уточнение – проект сотрудничества с Holtec по сооружению с ЦХОЯТ – это не только строительные работы в зоне ЧАЭС, но и модернизация и модификация энергоблоков всех трех атомных станций. Чтобы они были способны передавать ОЯТ уже в контейнерах, подходящих для перевозки и перегрузки в хранилище.

“ЦХОЯТ – объект, который сооружается не только на площадке в зоне ЧАЭС, но и на атомных электростанциях, Хмельницкой, Ривненской и Южно-Украинской. Сейчас проводится модернизация и модификация ядерных установок, чтобы можно было применять технологию Holtec по перегрузке ОЯТ. Идет серьезная модернизация оборудования. Все эти проекты должны срастись в одной точке – когда мы сможем поставить сюда первые контейнеры. С 2020 года Украина уже не будет вывозить отработанное ядерное топливо на российские комбинаты на переработку, а будет хранить у себя”, – отметил президент НАЭК “Энергоатом” Юрий Недашковский.

Сколько стоит и кто платит

Общая стоимость строительства оценивается в 37 млрд. грн. Строительство ЦХОЯТ будет проводиться за счет НАЭК “Энергоатом”, а также кредитного финансирования.

“Финансирование ЦХОЯТ осуществляется по двум источникам – это средства, заложенные в тариф, и заемные средства. В этом году был заключен контракт на получение кредита в размере 250 млн. долл. для обеспечения строительства. Финансирование ЦХОЯТ обеспечено в полном объеме. У нас нет проблем с финансированием этого проекта”, – ранее заявлял первый вице-президент ? технический директор НАЭК “Энергоатом” Александр Шавлаков.

Речь идет о кредите, полученном с договором о страховании политических рисков, который “Энергоатом” подписал с OPIC (Корпорация частных зарубежных инвестиций США). НАЭК “Энергоатом” получил очень выгодную ставку кредитования – 6,833%.

Зачем столько платить?

Сейчас Украина отправляет в Россию отработанное ядерное топливо (закупаемое у российской ТВЭЛ), за что ежегодно платит около $200 млн. С 2020 года ОЯТ с украинских АЭС (как топливо ТВЭЛ, так и Westinghouse) будет храниться в Украине. Стоит учитывать, что отработанное в современных реакторах топливо отдает лишь около 10% своего потенциала. Таким образом те полезные ядерные материалы, которые сейчас остаются на радиохимических комбинатах в РФ (сегодняшняя переработка в РФ подразумевает возврат в Украину только остекленных высокоактивных ядерных отходов) будут храниться в Украине. При этом эксплуатация ЦХОЯТ будет обходиться значительно дешевле, чем сотрудничество в этом вопросе с РФ: “Запуск в эксплуатацию ЦХОЯТ позволит стране ежегодно экономить $130 – $150 млн. Практически за несколько лет он окупит все инвестиции, которые были вложены на этом этапе. Кроме того, этот проект усилит энергетическую безопасность Украины”, – сообщил Юрий Недашковский.

Стройка

На сегодня на строительной площадке уже завершили прокладку всех внутренних коммуникаций и сетей, уже перешли к строительству “выше нуля” – к прокладке сетей, сооружению площадки хранения контейнеров с отработанным ядерным топливом (ОЯТ), строительству пункта перегрузки ОЯТ, маслосборников, созданию физзащиты территории.

Строительные работы выполняет компания “Укрэнергомонтаж” – подразделение “Укрбудмонтаж”, которая в свою очередь входит в корпорацию “Укрбуд”. На площадке работает более 200 человек. Работа идет в три смены вахтовым методом – 15 дней работы в зоне, 15 дней отдых дома.

В первую очередь были завершены работы по выравниванию площадки. Сначала необходимо было зачистить ее от условно загрязненной радиацией почвы. В результате зачистки перепады высот на некоторых участках достигали 2,9 м – чтобы их выровнять по всей территории распределили 138 куб. м грунта. Общая площадь ЦХОЯТ – 40 тыс. кв. м. Уровень радиации на строительной площадке колеблется в границах 0,11 – 0,13 микрозиверта-час (мкЗв-ч) при санитарной норме в 0,30 мкЗв-ч (в Киеве уровень радиации, например, от 0,09 до 0,22 мкЗв).

Интересно также, что перед строительством МЧС проверяло площадку на наличие взрывоопасных и металлических предметов. “Когда мы замыкали контур по периметру, приехала бригада МЧС с массивными металлоискателями. Они прошли всю территории по квадратам – отдельным зонам, которые мы им выделяли. Эти работы проходили около месяца. Находили разные предметы, но не взрывоопасные – был, например, поддон от какой-то техники, достаточно толстый, геодезические марки, которые были засыпаны после того, как площадь выравнивалась… Вся территория теперь вычищена от всего металлического под землей. Также когда рыли котлованы для строительства объектов ЦХОЯТ, то перед укладкой арматуры дно и стенки котлована тоже проверялись”, – рассказывает сотрудник “Укрэнергомонтаж”.

Сейчас на площадке заметны временные конструкции, необходимые для строительства: “теплый” и холодные склады для оборудования, запчастей и металлоконструкций, бытовые коммуникации и канализация, комплектная трансформаторная станция для временного электроснабжения и т.д..

Также уже заметны начатки объектов самого хранилища: бетое основание площадки хранения ОЯТ, стартовало строительство административного здания и здания перегрузки ОЯТ.

На пункт перегрузки будет поступать отработанное топливо в контейнерах Holtec с АЭС. Здесь же оно будет перезагружаться в контейнеры для долгосрочного хранения и транспортироваться на площадку хранилища.

ЦХОЯТ будет заполняться постепенно – партиями по мере выгрузки топлива. Первыми на хранилище в 2020 году поступят сборки, которые уже находятся в бассейнах выдержки атомных станций. Храниться отработанное топливо будет в цилиндрических контейнерах 4 метра высотой, в них будет вмещаться много отработанных сборок. Контейнеры изготовлены из материала, который поглощает нейтроны, кроме того сверху они будут бетонироваться. Получается, ОЯТ будет храниться в “тройном бетоне” – бетонные цилиндры на бетой площадке, и сверху еще заливаться бетоном, или как говорят работники стройплощадки “монолититься”.

Бетон станет очень важным материалом, поэтому специально для ЦХОЯТ построят временный бетый завод – площадку для него уже подготовили, и планируют начать строительство уже в следующем году. Завод будет работать все время, пока будут поступать контейнеры с отработанным топливом. Первые 16 лет заполнения хранилища его работа будет циклична – привезли партию ОЯТ, подготовили, “замонолитили” и ждут следующей.

Помимо работ на площадке ЦХОЯТ в зоне ЧАЭС идет строительство важного инфраструктурного объекта – железной дороги, по которой отработанное топливо будет поставляться на хранилище. На самом хранилище отведена отдельная площадка для железнодорожных путей для приемки контейнеров. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version