Электромобили в Украине становятся все популярнее и востребованнее. Связано это с низкой стоимостью пройденного пути по отношению к машинам с ДВС.
Продажи электрокаров в Украине бьют все рекорды. По данным Государственной фискальной службы, за первые полгода 2018-го в страну было ввезено порядка 2400 авто с электрическими двигателями. При этом всего за прошлый год было импортировано чуть меньше 2700 тыс. таких машин.
Росту популярности таких авто в Украине поспособствовало снижение акцизов и налогов. Снижение пошлин сделало электрокары дешевле, в среднем, на 17%. Но популярность электрокаров росла и до введения налоговых преференций, правда, более медленными темпами. Так, в 2017 году, по сравнению с 2016, продажи электрокаров увеличились в два раза – утверждают в ассоциации Укравтопром.
Автомобили на электричестве намного выгоднее, чем устаревшие авто с ДВС
Рекордную динамику эксперты поясняют сразу несколькими факторами. Во-первых, электрокары более дешевые в обслуживании чем традиционные легковушки с ДВС. Ведь полная зарядка аккумулятора по действующим тарифам на электроэнергию обойдется в среднем в 20-30 грн. Его в среднестатистическом электрокаре хватает на 140-220 км. Это значит, что один километр пути обойдется от 14 коп. Для сравнения: авто с бензиновым двигателем потребляет в среднем 10 л на 100 км пути. В деньгах это порядка 3 грн на 1 км пути. Но это усредненные цифры, на практике все может быть иначе.
Кроме того, постепенно в Украину приходит европейская мода на экологичные авто. Особенно активно эту тенденцию перенимает молодежь, которая все чаще называет экологичность едва ли не главным критерием при выборе модели, а экономичность и цену ставит на второе и третье место соответственно. Электрокары считаются дорогой и престижной игрушкой, которую могут позволить себе лишь “продвинутые” автолюбители. Если продавцам удастся закрепить за этими авто подобный статус, безбедное будущее им обеспечено, – уверены автоэксперты.
Давайте разберемся какие электромобили являются самыми популярными в Украине.
Львиную долю всех экологичных авто составляют автомобили с пробегом. Соответственно, можно прогнозировать, что в ближайшие годы парк электромобилей будет пополняться подержанными автомобилями, – возможно, не только из США, но и из Европы. Ожидаемо самым продаваемым в Украине оказался Nissan Leaf. Чуть хуже продаются BMW i3 и Tesla Model S.
Ниссан Лиф – украинский бестселлер среди электроавтомобилей
Для того, чтобы понять какие б/у электромобили и с каких европейских стран имеют шансы пополнить украинский парк “электричек”, изучим статистику продаж новых электромобилей у западных стран-соседей. Итак, в каких странах электромобили покупают наиболее активно?
Норвегия впереди планеты всей по продажам “электричек”
Норвежцам, согласно статистическим данным за первый квартал 2018 года, удалось обойти “самых автомобильных” немцев – почти 10 тыс. новых электромобилей приобрели в скандинавской стране с января по март. В Германии дела тоже идут неплохо: 9127 машин прошли первую регистрацию. Франция, благодаря заботе жителей страны об экологии или же благодаря государственным субсидиям и программам продаж электрокаров “без батареи”, когда АКБ дается в аренду за определенную ежемесячную плату, пополнила свой парк EV более чем на 7 тыс. электрических авто. Поэтому, когда норвежцы, немцы и французы “наиграются” своими пока что новыми автомобилями на электротяге и пойдут в автосалоны за еще более новыми, именно эти страны и станут крупнейшими рынками подержанных электроавто в Европе.
Откуда же лучше пригонять б/у электромобиль?
Однозначного ответа нет. Америка – дешевле всего, однако отличаются светотехнические стандарты, долгая и дорогая доставка, нет возможности вживую увидеть автомобиль до его прибытия, отличаются электрические сети для зарядки. Европа – проще и дешевле доставка. В данное время украинские автолюбители в большинстве случаев пригоняют “электрички” из-за океана. Способствует этому большое количество предложений и аукционов, низкая цена на поврежденные автомобили, большое количество фирм-посредников. Также одной из причин не популярности европейских электромобилей является законодательство в ЕС. Согласно ему, электроавтомобили поставляются на европейский рынок, по сути, без батареи – ее владелец должен взять в аренду, что позволяет оптимально использовать питающий элемент и качественную их переработку. А при продаже такого авто с батареей не избежать бумажной волокиты. Да и на западе пока не настолько много электрических авто, чтобы массово их продавать на вторичном рынке. Именно по этому в Украине нету электрических машин “на бляхах”.
Список самых популярных в Украине электромобилей с точки зрения стран их происхождения представляет собой пеструю смесь. И хотя 90% из них импортируются из США, покупка именно там не является догмой.
Начнем с того, что ряд определенных моделей, популярных в Европе (например, Renault Zoe и Fiat 500e), в США очень мало. Поэтому их везут из Израиля или ЕС. Но обычно это “нишевые” модели, они не очень популярны среди электромобилистов как, к примеру, Nissan Leaf.
Электромобиль BMW i3 – “немец” и его, по идее, в Украину должны везти из Германии или как минимум из ЕС, но в цене подержанных авто между Европой и США есть существенная разница. В зависимости от состояния и года выпуска, покупка электромобиля на аукционе в США оказывается выгоднее в среднем на $2000-7000.
Причина в том, что на электромобили в США правительство дает скидку в 10%, плюс покупка машины за доллары оказывается выгоднее, чем за евро. Третий момент – рынок в США больше любой из европейских стран, следовательно, на нем сильнее конкуренция и ниже цены.
Автоаукционы Штатов предоставляют отличный выбор для поиска электромобиля. Но и тут есть свои особенности. Разные аукционы предоставляют разные условия. Всего их более десятка, но самых крупных три – Manheim, Copart и IAA-Insurance. Манхейм более дорогой, но там продают проверенные целые автомобили. Копарт более выгодный – там продаются б/у авто, в том числе с какими-то повреждениями. Покупатель, учитывая риски, может выбирать себе тот или иной автомобиль. Аукцион Иншуранс специализируется на продаже только поврежденных транспортных средств. Однако в на аукционах в США есть риск приобрести битый автомобиль или утопленник. Ведь, даже покупая авто из Штатов через посредников, они не смогут досконально проверить машину до покупки, таковы законы. Максимум что может сделать посредник, это провести поверхностный осмотр и, пригнувшись, заглянуть под днище. Больше он ничего в плане оценки сделать не сможет. Но обычно до этого даже не доходит. В лучше случае, посредник приедет взглянуть на авто, а в большинстве случаев они просто делают оценку исходя из фотографий. Также не дешевой является доставка авто в Украину. А еще придется заплатить за доставку автомобиля от аукциона до порта. Поэтому, покупая авто из-за океана, нужно все это учитывать.
Иногда бывает смысл переплатить и привезти электромобиль из Европы, исходя банально из тех соображений, что в Украине и Европе одинаковые стандарты в плане электричества. 90% автомобилей Tesla, которые есть у нас на рынке, привезены из США. А потом мы слышим шквал недовольных отзывов, потому, что сила тока в сети у нас и у них разная, соответственно эти авто не поддерживают super-charge, долго заряжаются. Тут появляются гаражные “кулибины”, которые меняют инвертор и вскоре у владельца возникают серьезные проблемы с дорогостоящей высоковольтной установкой электромобиля. Поэтому предпочтительнее покупать машину в Европе. Если это новая машина – у нее автоматически есть гарантия (у авто из США такой нет). А если это подержанная машина, она все равно имеет какой-то срок гарантии, плюс она поддерживает наши европейские переходники, зарядные станции, силу тока. Разница между Tesla из США и Европы где-то в среднем $7500. Но если человек покупает машину за $90 тыс, то, $7500 – это уже не критическая сумма, чтобы ее экономить, а потом мучиться с машиной.
Зная в каких европейских странах продается больше всего электромобилей, можно составить определенные ориентиры на то, где вскоре появится наибольшее предложение б/у электромобилей. А привезти авто из Европы значительно проще (или, как минимум, спокойнее), чем покупать его за океаном “через компьютер” и ждать несколько недель на доставку контейнера в ближайший порт.
Относительно модельного ряда, избытка электрических автомобилей в перечне нет. Преобладают небольшие, часто со своеобразным дизайном городские электромобильчики. И все же, сегмент авто на электротяге уверенно растет, а значит – производители уже скоро будут предлагать новые модели с лучшими эксплуатационными характеристиками и дизайном. Единственный недостаток таких автомобилей – длительная “заправка” по сравнению с машинами с ДВС
Суммируя все выше сказанное, можно сделать вывод, о том что сейчас большинство “электричек” завозятся из США в связи с привлекательной ценой. Однако зачастую такая экономия не оправдывается. Пригнать такое авто из Европы предпочтительнее – это проще и быстрее. Однако надо помнить, что там электрокары несколько дороже. В общем, выбор за вами.
Ранее Электровести писали о том, что выгоднее – машина на европейских номерах с большим пробегом за $2000, или б/у электрокар за $15 000, если учитывать, что человек на нем будет ездить 5 лет. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)