Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: стагнация морской торговли нефтью приводит к убыткам судовладельцев

Ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов продолжает негативно сказываться на морской торговле нефтью: низкие ставки фрахта приводят к массовым списаниям танкеров. Рост спроса на нефтетанкеры в 2018 г. замедлится до 2,5%, считают эксперты, и после массовых списаний баланс флота к концу года будет достигнут.

Пока ставки фрахта растут только на крупнейшие танкеры VLCC, но и там они все еще низки – $8 тыс. в сутки, а на Suezmax и самые распространенные в РФ Aframax ставки упали на треть – около $10 тыс. и $11 тыс. в сутки соответственно. Это грозит убытками крупным танкерным компаниям, в том числе и российскому “Совкомфлоту”.

Рост спроса на нефть в 2018 году составит 1,4% (98,9 млн. баррелей в сутки – б/с), предложения – 2,2%, до 98,5 млн. б/с. Как следует из отчетов Clarksons за июнь и июль (есть у “Ъ”), торговля нефтью будет сжиматься под влиянием экспортных ограничений, что снизит рост морской торговли с 3% в 2017 году до 1,8% в 2018 году (до 41,2 млн. б/с). Один из крупнейших рисков – введение США санкций против Ирана в ноябре, что почти остановит экспорт страны. Ситуация на рынке замедлит рост спроса на танкеры до 2,5% в 2018 году.

Как сообщает Clarksons, первое полугодие стало рекордным по списанию танкеров – 14,9 млн. т по дедвейту, из них 13 млн. т – нефтяной сектор. Сдано 78 танкеров дедвейтом 15,1 млн. т, из них 49 – нефтепродуктовые, и это самый низкий объем пополнения со второго полугодия 2015 года. О том, что год может побить рекорд по утилизации танкеров, писал в июле WSJ, сообщая о списании 50 VLCC (Very Large Crude Carrier, дедвейт до 320 тыс. т) на $1 млрд. Но мировой флот в 720 VLCC еще на 20% превышает потребности перевозок.

По прогнозам Clarksons, после массовых списаний флот нефтетанкеров придет в баланс по итогам года. Прирост нефтяных танкеров составит 0,3%, продуктовых замедлится до 1,5%, как и рост спроса на них – до 1,6%. При этом, по данным Clarksons, средняя ставка фрахта нефтетанкеров в июне повысилась на 154% месяц к месяцу, поднявшись с исторического минимума до все еще низких $8,1 тыс. в сутки для VLCC. Спотовые ставки в июне на танкеры Suezmax (до 200 тыс. т) и Aframax (до 120 тыс. т) упали на треть по сравнению с 2017 годом, до $10,8 тыс. и $11,1 тыс. в сутки соответственно. По нефтепродуктовым танкерам ставки упали до девятилетнего минимума – $6444 в сутки. Средняя годовая тайм-чартерная ставка для VLCC в первом полугодии – около $21 тыс., на 33% меньше, чем годом ранее, для Suezmax и Aframax ставки упали на 13% и 9%, до $16,2 тыс. и $14,1 тыс.

Падение ставок фрахта на фоне сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ длится не первый год. Из-за такой конъюнктуры крупнейшая танкерная компания РФ “Совкомфлот” по итогам 2017 года показала убыток $113 млн. . Негативную отчетность сейчас показывают и иностранные конкуренты. Чистый убыток за второй квартал Teekay (крупнейший владелец танкеров в мире) по GAAP – $28,32 млн., Euronav за полугодие показала убыток $51,6 млн. против прибыли $10,1 млн. годом ранее, убыток Hafnia Tankers – $12,03 млн.

Глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров говорит, что в среднесрочной перспективе одним из ключевых факторов для танкерного рынка станет ужесточение регуляторных требований в рамках конвенции по очистке балластных вод и введение с 2020 года глобальных ограничений на серу в судовом топливе. Морские перевозки потребляют более 200 млн. т высокосернистого дизтоплива, придется перевести 75-85% флота на судовой газойль и топливо с содержанием серы до 0,5%. Это будет способствовать утилизации устаревшего тажа, росту расходов на топливо и снижению скоростей судов, отмечает эксперт. В сочетании с ростом спроса на малосернистую нефть, что приведет к увеличению поставок из Атлантики и танкерного грузооборота, это вызовет рост доходов танкерного флота с 2020 года, который достигнет пика в 2023-2024 годах. “Совкомфлот” при этом улучшит финансовые показатели из-за диверсификации контрактов и флота за счет развития сегмента СПГ в рамках соглашения с НОВАТЭКом и увеличения к 2020-2021 годам в структуре флота доли танкеров на СПГ, заключает Бурмистров. (Коммерсант/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version