Прошедшие выходные отметились скандальным заявлением главы НАК “Нафтогаз Украины” Андрея Коболева. На своей страничке в Facebook чиновник опроверг обвинения в том, что развитие отечественной газодобычи под угрозой.
Эксперты возражают: из-за того, что руководство “Нафтогаза” несправедливо вешает долги НАКа на “Укргаздобычу”, прибыль последней катастрофически падает, а Украина теряет возможность инвестировать в свой, дешевый, газ.
Зато в целом убыточный “Нафтогаз” при этом демонстрирует прибыль, а его менеджмент – собственную эффективность. В своем ответе Коболев, правда, никак не стал углубляться в детали. И резюмировал: в проблемах отечественной газодобычи виновны Полтавский областной совет, правительство и заговор облгазов. В чем суть разгоревшегося скандала, разбирался UBR.ua.
“Укргаздобычу” лишают средств
Причиной, побудившей главу “Нафтогаза” давать резкую отповедь еще до окончания праздников, стала публикация в СМИ данных о выводе “Нафтогазом” в виде дивидендов значительных сумм из доходов “Укргаздобычи”. Чтобы оценить масштаб этой операции, достаточно сравнить цифры. Так, например, на 2016-2017 годы “Укргаздобыча” планировала инвестировать только в гидроразрыв пласта на Шебелинском и Полтавском месторождениях 110 млрд. грн.. В отчете компании за прошлый год указано, что на 2018 год ей потребуется порядка 40 млрд. грн. на инвестпроекты. Однако из 30,5 млрд. грн. доходов “Укргаздобычи” за 2017 год компании достались скромные 7,6 млрд. грн.. Остальное в виде дивидендов выплатили акционеру – НАК “Нафтогаз”.
Между тем, с позицией критиков Коболев категорически не согласен. Он утверждает, что НАК оставляет “Укргаздобыче” ровно столько средств, сколько она способна в нынешних условиях проинвестировать в свои проекты. Проблема не в том, говорит он, что “Нафтогаз” изымает дивиденды, а в том, что “Укргаздобыче” некуда вкладывать – ее деятельность ограничена внешними факторами.
Среди таких, например, отказ Полтавского облсовета выдавать разрешения “Укргаздобыче”, отсутствие прозрачной процедуры по выдаче лицензий (аукционов) и сопротивление облгазов. Впрочем, эксперты единодушны – под оправданиями Коболева нет реальной основы.
“Это манипуляции. Что касается разрешений на газодобычу, то некоторые заявки действительно были заблокированы, но по многим уже даны разрешения. Но ведь кроме новых месторождений, есть еще и необходимость вкладывать в развитие добычи на старых. Кто туда запрещал вкладывать?” – недоумевает директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Согласен с ним экономический эксперт Андрей Вигиринский, который убежден, что рынок вполне мог бы справляться и без услуг НАК.
“Если Полтавский облсовет нарушил процедуры, то что мешает подать в суд на неправомерные действия? Если проблема в подзаконных актах, что мешает обратиться в Кабмин с просьбой внести изменения? Но главное – можно интенсифицировать добычу на старых месторождениях, вложив в новые технологии. В силу того, что большие деньги изымаются из прибыли “Укргаздобычи”, инвестиционная программа не выполняется”, – говорит он.
Полтавский облсовет в самом деле конфликтует с “Нафтогазом”, так как хочет получать от “Укргаздобычи” больше отчислений на программы развития области. Стремления местных властей отчасти оправданы: в Полтавской области добывают в три раза больше газа, чем во Львовской, но отчисления в местные бюджеты от двух регионов одинаковые.
“Это смешные оправдания. Ну, выдал бы облсовет, допустим, разрешения в начале года, сколько бы они новых скважин пробурили? Почему “Нафтогаз” не хочет прощаться с “Укртрансгазом”? Потому что это главная его выручка. Если он сейчас расстанется еще и с “Укргаздобычей”, то зачем тогда вообще “Нафтогаз”? Фактически, это никому не нужная прокладка. Облгазы могут напрямую покупать газ у “Укргаздобычи” и в “Нафтогазе” не нуждаются”, – убежден директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
Скрытый конфликт
В то же время эксперты отмечают рост трений между Кабмином и “Нафтогазом”. И хотя Гройсман и Коболев избегают открытых выпадов, разногласия периодически вырывается наружу. То премьер обратит внимание “Нафтогаза” на недопустимость чрезмерно высоких премий за победу над “Газпромом” в Стокольмском арбитраже, а затем поручит Минэкономики установить потолок премий для госкомпаний. То Коболев начнет сопротивляться кабминовскому проекту по созданию оператора по управлению ГТС – “Магистральные газопроводы Украины”, продвигая вместо него свой проект “Оператора по управлению ГТС” при Укртрансгазе.
UBR.ua уже писал о том, что “Нафтогаз” фактически саботировал введение с 1 августа рынка суточного балансирования природного газа. НКРЭКУ перенесло реформу на 1 октября, но Коболев поправил НКРЭКУ, дескать, и это слишком оптимистично – в лучшем случае она состоится к весне. Загвоздка в том, что за подобные проволочки перед западными партнерами отвечает глава правительства.
Владимиру Гройсману едва ли по душе такое положение вещей. Накануне парламентских выборов осенью следующего года эти разногласия не сулят ему приятных политических дивидендов.
“Каждый политик в нашей стране думает о положительном образе в глазах общества. Гройсман пообещал людям, что программа 20/20 (достижение к 2020 году уровня добычи в 20 млрд. кубов собственного газа – прим. ред) будет выполняться, но фактически она под угрозой. На него давит необходимость повышать тарифы для населения, чтобы получить в том числе транш от МВФ. А добыча газа не растет. Чтобы уменьшить бюджетные расходы, Кабмин идет на непопулярный шаг и меняет порядок предоставления населению субсидий. Едва ли ему нравится это, но иного выхода нет, потому что он в целом отвечает за бюджет. Гройсман даже заговорил о переводе торгов спецразрешений на площадку ProZorro, но пока безуспешно”, – прокомментировал Вигиринский.
На все это накладываются непростые и изрядно затянувшиеся переговоры с МВФ о повышении тарифов на газ для населения. При этом глава “Нафтогаза”, как считается, является креатурой Порошенко, и конфликтовать с Коболевым открыто премьеру не с руки еще и по этой причине. Коболев же в свою очередь затеял целую реформу в “Нафтогазе”, стремясь отключить НАК от контроля со стороны правительства. (Алексей Ермоленко, ubr.ua/Энергетика Украины и мира)