Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: расширению электромобильного парка способствуют налоговые льготы и быстрое развитие сети электромобильных зарядных станций (ЭЗС)

За семь месяцев текущего года украинский электромобильный парк увеличился на 2490 единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. спрос на батарейные авто (EV) вырос на 64%. Абсолютное большинство “персональных электричек”, ставших на учет с января по июль 2018 г., относятся к категории бывших в употреблении. Помимо перманентного роста цен на углеводородное топливо расширению украинского электромобильного парка способствуют налоговые льготы и быстрое развитие сети электромобильных зарядных станций (ЭЗС).

Закон стимуляции

В декабре 2017 г. депутаты Верховной Рады проголосовали за отмену налога на добавленную стоимость и акцизный налог на электромобили при растаможке. Соответствующий документ поддержало 252 народных депутата.

Согласно принятому законопроекту №6776-д, до 31 декабря 2018 г. от обложения акцизным налогом освобождаются операции по ввозу на таможенную территорию Украины автомобилей, оснащенных только электрическими двигателями.

На тот же срок были освобождены от обложения НДС операции по оказанию услуг по перевозке пассажиров на электротаксомоторах, а также предоставление пассажирского транспорта в аренду (лизинг, прокат, перевозки по заказу) в случае, если такие транспортные средства оснащены исключительно электрическим двигателем.

На данный момент не ясно, будут ли продлены электромобильные льготы в будущем году. Между тем сегодня речь идет не только о батарейных транспортных средствах как таковых, а о новом секторе украинской экономики. Перспективном, быстрорастущем, с большой добавленной стоимостью.

От 0 до 1000

Сегодня по информации PlugShare на территории нашей страны работает более 1000 ЭЗС (в 2016-м их было 600). Однако в это число входят т.н. “пункты зарядки EV” – выведенные на стену или невысокую колонну однофазные бытовые розетки мощностью до 3,22 кВт, а также зарядные устройства мощностью менее 15 кВт.

Доля быстрых зарядных станций в Украине, которые по ошибке называют суперчарджерами (право на бренд Supercharger принадлежит компании Tesla), составляет от 10 до 15%. Например, одна из крупнейших украинских сетей оперирует 1417 пунктами зарядки, из которых только 161 станция оснащена портом CHAdeMO мощностью до 40 кВт.

Такое разнообразие розеток мешает выбрать ЭЗС с необходимым оборудованием и даже заказать новый электромобиль. Отечественные автоимпортеры зачастую не располагают информацией о самых распространенных розетках и кабелях, поэтому в буквальном смысле посылают гонцов на ближайшую к офису ЭЗС, чтобы узнать: какой дополнительной розеткой оснащать заказываемый EV.

Исключением из этого правила является “РЕНО Украина”. Перед началом продаж французских EV сотрудники компании совместно с инженерами Renault провели нечто вроде внутренней сертификации украинских ЭЗС и составили перечень рекомендованных к использованию зарядных станций. Данные этого исследования демонстрируют интересные тренды.

Клубы, молы, рестораны

Больше всего ЭЗС на территории Украины установил Tesla Club. Многие клубные зарядки расположились на сетевых автозаправочных станциях. Точно также поступают и другие операторы рынка ЭЗС: свое оборудование они часто размещают на территории АЗС.

Некоторое количество зарядных устройств расположено на территории дилерских автоцентров, а также медицинских и финансовых учреждений.

Второе место делят между собой сетевые АЗС, а также виртуальный конгломерат торгово-развлекательных центров, отелей, крупных рынков, кафе и ресторанов.

Еще в начале 2016 г. эксперты прогнозировали, что рост популярности электромобилей в Украине ускорится благодаря развитию инфраструктуры. Причем, ключевую роль в популяризации батарейных транспортных средств сыграют не заправочные комплексы, а кафе и рестораны.

“Основная специфика электрокаров в том, что для заряда батареи им необходимо быть подключенными к сети минимум час, – рассказал основатель “Тесла Клаб Украина” Назар Шимоне-Давида. – Все это время владелец будет находиться в кафе или ресторане; одним первым блюдом он точно не ограничится”.

На момент проведения компанией “РЕНО Украина” сертификации отечественных ЭЗС еще не действовали зарядные станции STRUM компании ДТЭК – первые из них заработали в начале этого лета. Между тем ДТЭК планирует разместить быстрые 50-киловаттные ЭЗС вдоль основных автомагистралей с интервалом 90-100 км, рассказал управляющий сети быстрых зарядных станций STRUM Игорь Ковалев. Это означает, что на направлениях, которые будет обслуживать ДТЭК, электромобилисты смогут спокойно путешествовать по всей Украине.

Минуты, гривни, киловатты

Начнем с плохой новости: на бесплатную зарядку батарей можете больше не рассчитывать. За все нужно платить, и за “электромобильную” электроэнергию тоже.

В настоящее время используется три схемы при расчете за услуги ЭЗС: клубная карта, оплата за киловатты и поминутная тарификация (она же “аренда оборудования”).

Чтобы рассчитаться клубной картой, нужно положить на нее 2-3 тыс. грн. Активированная карта является ключом, включающим оборудование ЭЗС при подключении зарядного пистолета к розетке EV. По окончании процесса зарядки с депозита будет списана стоимость оказанных услуг.

Оплату также можно производить с помощью специальных приложений для смартфона. В этом случае она производится с мобильного кошелька, а также с клубной или банковской карты. Такую схему использует, например, оператор VLS Energy, станции которого расположены на территории заправочных комплексов ОККО. Кстати, маломощные зарядки здесь до сих пор бесплатные, но торчать у розетки восемь часов – удовольствие сомнительное.

Обратите внимание: при оплате услуг с помощью смартфона вы имеете возможность забронировать оборудование и время на конкретной зарядной станции.

На платных ЭЗС тарификация услуг проводится либо за “влитые” в аккумулятор киловатты, либо за “время аренды зарядного оборудования”, которое исчисляется в минутах.

Стоимость одной минуты зависит от времени суток и мощности зарядной станции. Обычно она начинается с 1 грн./1 мин на 5-киловаттных зарядных устройствах. Среди крупных операторов поминутную тарификацию использует компания “Автоэнтерпрайз”, оборудование которой размещено на заправочных комплексах KLO.

Стоимость одного киловатт-часа зависит от времени суток и мощности зарядной станции. Например, в сети STRUM при зарядке батареи от устройства переменного тока мощностью 22 кВт стоимость электроэнергии составит 4 грн./кВт*ч. Если используются более мощные порты CCS Combo и CHAdeMO, цена электроэнергии возрастет вдвое.

Сети ЭЗС VLS Energy и TOKA используют собственную “валюту”. Так, одна TOKA в дневное время стоит 5,85 грн., в ночное – 4 грн. В сети VLS Energy стоимость одноименной “денежной единицы”, которая эквивалентна одному киловатту, колеблется в пределах от 5 до 8 грн.

***

CHAdeMO – спецификация зарядки электромобильных батарей. Мощность на пистолете может достигать 62,5 кВт (500 В/125 А). Стандарт и оборудование были разработаны японскими компаниями Tokyo Electric Power Company, Nissan, Mitsubishi and Fuji Heavy Industries(производитель легковых автомобилей Subaru).

Синоним: IEC 62196 Type 4.

Совместима с CCS (Combined Charging System) и Tesla Supercharger.

Название торговой марки является производной от японской фразы O cha demo ikaga desuka -“Как насчет чашечки чая?” (намек на возможность быстро зарядить батареи EV).

Электромобили с запасом хода около 120 км на станциях данного типа можно зарядить за 30 мин. В ближайшее время ожидается поставка на рынок сверхбыстрых ЭЗС CHAdeMO мощностью 400 кВт.

TYPE 2 – тип электромобильной розетки мощностью то 3 до 50 кВт. Версия, модифицированная компанией Tesla, имеет мощность до 120 кВт. Широко используется в Европе.

Синонимы: Mennekes, SAE J3068 (США, 3-фазное исполнение для сети переменного тока), GB/T 20234.2-2015 (Китай).

CCS (Combined Charging System) – универсальная система постоянного и переменного тока. Позволяет заряжать электромобили, оснащенные розетками Type 1 и Type 2.

Типы: CCS 1.0 – до 80 кВт, 400 В/200 А; CCS 2.0 – до 350 кВт, 200-1000 В/500 А (параметры для зарядных станций постоянного тока).

Поддерживается автомобильными компаниями Jaguar, Volkswagen, General Motors, BMW, Daimler, Ford, FCA, Tesla, Hyundai/KIA.

TYPE 1 (J1772) – американо-японская спецификация, описывающая параметры однофазных зарядных станций переменного тока (AC Level 1 – до 1,92 кВт; AV Level 2 – до 19,2 кВт) и станций постоянного тока мощностью до 90 кВт с рабочим напряжением от 200 до 450 В (J1772-2009).

В исполнении DC Level 3 оборудование типа J1772 может обеспечивать максимальную мощность до 240 кВт (200-600 В/до 400 А, постоянный ток)

Синоним: J plug (разъем типа “J”) (Игорь Мягченков, технический редактор OilNews/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version