В мире реализовано несколько пилотных проектов так называемых солнечных дорог, где в качестве верхнего слоя используются фотоэлектрические преобразователи, защищенные прочным светопрозрачным материалом.
Отношение многих к этой технологии изначально было скептическим. В частности, в статье про китайскую солнечную дорогу отмечалось, что в таких проектах в общем-то нет смысла – слишком дорого и площадь пригодных дорог не столь велика, чтобы обеспечить какой-то весомый прирост солнечной генерации.
Солнечная дорога имеет множество недостатков. Горизонтальная укладка фотоэлектрических преобразователей – это не оптимальный угол наклона, то есть модули будут производить меньше энергии, чем при размещении под нужным углом. Проблемой является затенение от зданий и деревьев.
Дорога – это грязь и пыль, что сокращает количество света, поглощаемого солнечными модулями. Защитное стекло должно быть гораздо более толстым, чем у обычных панелей, что также не добавляет эффективности.
Внутри дорожного полотна невозможно обеспечить циркуляцию воздуха, соответственно, панели будут неизбежно нагреваться больше, чем при монтаже на кровле. Перегрев снижает эффективность.
Таким образом, очевидно, что солнечная дорога будет вырабатывать меньше, чем кровельная или свободностоящая солнечная электростанция такой же площади.
Одна из первых эксплуатируемых солнечных дорог находится во Франции. Площадь солнечного участка составляет 2800 кв. м, а установленная мощность – 420 кВт. Дорога стоила 5 млн. евро или 11 905 евро за киловатт.
По расчетам, объект должен был вырабатывать 800 киловатт-часов в день, однако недавно опубликованные данные показывают, что выработка составила около 409 кВт-ч/день или 150 000 кВт-ч в год. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) составил всего 4%.
В то же время КИУМ обычных солнечных электростанций во Франции превышает 14%, а удельные капитальные затраты, например, фотоэлектрической станции Cestas (мощность 300 МВт) составили 1200 евро, то есть в десять раз меньше, чем у солнечной дороги.
В США компания под названием Solar Roadways разработала “интеллектуальную автомагистраль” с солнечными батареями, включающую датчики и светодиодные индикаторы, чтобы предупреждать о дорожных опасностях и препятствиях, например, появлении животных. В нее также интегрированы нагревательные элементы для растапливания снега зимой.
Их панели SR3 были установлены на небольшом участке тротуара в Sandypoint, штат Айдахо. Площадь составляет 13,9 кв. м, а установленная мощность – 1,529 кВт. В данном случае стоимость составила 27 500 евро за киловатт, что более чем в 20 раз превышает удельную величину капитальных затрат солнечной электростанции Cestas.
Проблема здесь также в том, что и светодиодные датчики, и нагревательные элементы сами потребляют энергию, в результате полезная выработка объекта снижается чуть ли не до нуля. КИУМ за шесть месяцев работы составил всего 0,782%.
Таким образом, солнечная дорога – это интересный эксперимент, который, может быть, перейдет в категорию нишевых продуктов, но вряд ли получит широкое распространение в энергетике и дорожном строительстве.
Ранее сообщалось, что за 100 с лишним дней эксплуатации первый в Китае тестовый участок скоростной автодороги, покрытый фотоэлектрическими панелями, выработал почти 100 тыс. кВт-ч электричества
Также “Электровести” писали о симбиозе технологий – солнечных панелей и асфальтных дорог. По некоторым подсчетам, порядка 0,2-0,5 процента поверхности мировой суши покрыто дорогами. Солнечные панели так же занимают много места, и соответственно, если совместить две технологии можно решить проблемы экологии и энергетики, сохранив землю.
Недавно городские власти Токио заявили о том, что планируют построить “солнечные дороги” в городе к Олимпийским играм 2020 года. Таким образом, они хотят сделать столицу Японии одним из самых экологически чистых городов на планете. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)