Министерство энергетики и угольной промышленности Украины оценивает чистый дисконтированный доход (будущие доходы минус вложения) частных партнеров от реализации проекта создания энергетического моста “Украина-ЕС” в EUR41,3 млн. при внутренней норме рентабельности инвестиций 26%.
Такие данные приводятся в анализе министерством эффективности государственно-частного партнерства, предусматривающего организацию экспорта вырабатываемой блоком №2 Хмельницкой АЭС электроэнергии на протяжении 20 лет, текстом которого располагает агентство.
В целом частные инвестиции в проект должны составить EUR243,5 млн. В т.ч. EUR47,7 млн. планируется направить на организацию выдачи мощности с блока №2 Хмельницкой АЭС в энергосистему ЕС путем включения его в состав Бурштынского энергоострова вместе с подстанцией “Западноукраинская” и ЛЭП ХАЭС-Жешув (Польша). Еще EUR195,8 млн. будет направлено на программу повышения эффективности и увеличения мощности шести блоков (№№2,3 ЮУАЭС и №№1,3,4,5 ЗАЭС).
По расчетам инициаторов проекта, в результате его реализации дополнительные платежи НАЭК “Энергоатом” в бюджет составят EUR2,241 млрд. в виде дивидендов, налога на прибыль и единого социального взноса.
Отдельно подписанный двухсторонний договор купли-продажи между участниками проекта будет распространяться на всю электроэнергию, выработанную блоком №2 ХАЭС, кроме потерь при передаче и затрат на собственные нужды. Ожидается, что около 5-6 млрд. кВт-ч э/э ежегодно вырабатываемые блоком будут покрыты за счет снятия диспетчерских ограничений на работу всех блоков АЭС и последующего увеличения их мощности.
Фактически “Энергоатом” должен будет передавать частному партнеру э/э со второго блока ХАЭС на границе с ЕС, который будет ее реализовывать по средневзвешенным ценам продаж энергетических бирж Венгрии, Словакии, Румынии и Польши.
По итогам реализации частный партнер должен ежемесячно осуществлять ее оплату “Энергоатому” за вычетом внесенных в проект инвестиций, премии за фактически внесенные инвестиции, а также полученные в результате продаж э/э операционные затраты и маржи от операционной прибыли за продажу э/э. Составляющие операционных расходов, размеры премии и маржа должны быть предоставлены участниками в рамках конкурса по отбору партнера проекта.
Предлагаемый срок действия договора – 23 года, в т.ч. период модернизации и создания инфраструктуры – 52 месяца (около 4 лет), период реализации программ повышения эффективности и наращивания мощности – 111 месяцев (около 9 лет).
Согласно проекту договора государственно-частного партнерства, текстом которого также располагает агентство “Интерфакс-Украина”, государственный партнер (министерство в лице “Энергоатома” и “Укрэнерго”) не несет обязательств финансового характера, но при нарушении взятых на себя в рамках договора обязательств должен будет возместить полученные частным партнером убытки. Частный партнер должен будет возместить государственному партнеру убытки в случае невыполнения обязательств по срокам создания и модернизации объектов в рамках проекта, если они возникли по его вине.
Кроме того, документ содержит пункт возмещения затрат для Polenergia, Westinghouse, EDF на случай выигрыша конкурса другим консорциум. Так, выигравший конкурс частный партнер на протяжении 30 дней после подписания договора должен будет возместить инициатору предложения в лице Polenergia, Westinghouse, EDF расходы на подготовку предложения по проекту, которые не должны превысить 2,5% от суммы ожидаемых инвестиций (EUR6,09 млн.).
При этом начало выполнения частным партнером своих обязательств вступит в силу после согласования расширения Бурштынского острова всеми операторами систем передачи, которые входят в группу континентальной Европы.
Документ также содержит пункт, согласно которому частный партнер может отказаться от выполнения договора, если по результатам технического аудита стоимость программы развития инфраструктуры превысит ожидаемые инвестиции в нее на 20% или график выполнения работ превышает ожидаемый на 30 рабочих дней.
Предложенный проект договора также предусматривает считать расходы на технический аудит проектов инвестициями частного партнера с их дальнейшей компенсацией. Срок возмещения инвестиций по проекту “энергомоста” в целом будет содержаться в предложении, поданном на конкурс.
Кроме того, согласно документу, в случае приостановки действия договора по инициативе госпартнера или по результатам технического аудита расходы на техаудит лягут на “Энергоатом” и “Укрэнерго”.
При этом в проекте договора государственно-частного партнерства, существует возможность передачи одной из сторон прав по этому договору в случае обоюдного согласия.
В проекте обустройства энергетического моста “Украина-ЕС” планировал участвовать консорциум компаний Westinghouse Electric Sweden AB, Polenergia International S.ar.l. и EDF Trading Limited.
Решение о реализации проекта “Энергетический мост “Украина-ЕС” правительство приняло в июне 2015 года.
Энергомост “Украина-ЕС” предусматривает организацию выдачи мощности с блока №2 Хмельницкой АЭС в энергосистему ЕС, путем включения его в состав Бурштынского энергоострова вместе с 750/330 кВ ПС “Западноукраинская” и 750 кВ ЛЭП ХАЭС-Жешув (Польша). Получаемые от экспорта электроэнергии с этого блока средства планируется использовать для финансирования строительства блоков №3-4 на Хмельницкой АЭС.
Достройку третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС Украина планируется начать в 2021 году. Готовность участвовать в завершении строительства третьего и четвертого блоков Хмельницкой АЭС путем производства двух комплектов реакторных установок подтвердила чешская Skoda. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)