Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: почему стоимость газа превысила $500 и что будет зимой

Украинскому бизнесу готовят новые цены на газ. НАК “Нафтогаз Украины” уже предупредил о повышении тарифов для промышленности с 1 октября в среднем на 9,7%.

На официальном сайте регулятора вывешен официальный прейскурант с новыми расценками. Крупным покупателям (от 50 тыс. куб. м в месяц), готовым внести предоплату, газ предлагается по 13,4 тыс. грн. (около 480 долларов). Все остальные будут платить по 14,6 тыс. грн. (520 долларов). Это уже близко к пиковым значением цен на газ, которые были в Украине в 2014 году.

В самом факте пересмотра цен особого сюрприза для рынка нет. “Нафтогаз” корректирует прайсы ежемесячно, высчитывая стоимость газа по формуле “Дюссельдорф плюс”, прописанной в прошлогоднем постановлении Кабмина №187. Ее главные составляющие – цена на немецком хабе, налоги и транспортировка.

Но за последние несколько месяцев совпало сразу два негативных фактора. Во-первых, заметно обесценилась гривна, во-вторых, – растут мировые котировки на газ. В итоге повышение цен для нашей промышленности рискует оказаться неподъемным. К примеру, в сентябре тарифы уже выросли почти на 21% хотя изначально “Нафтогаз” анонсировал их повышение всего на 4,6%.

Если в августе предприятия покупали газ по 10,6-11,6 тыс. грн./тыс. куб. м, то с октябре будут вынуждены платить уже на 3 тыс. дороже. И это только начало, так как впереди нас ждет “высокий газовый сезон”, когда спрос на голубое топливо традиционно вырастает, а вслед за ним – увеличиваются и цены, – предупреждает руководитель специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.

“Только этот фактор сможет повысить цены на газ еще на 15-20%”, – говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

“Страна” разбиралась как и почему меняются ценники на газ и как это скажется на бизнесе и ценах для розничных покупателей.

300 евро не предел

Прежде всего стоит напомнить, что с 2009 года Украина покупала газ у российского “Газпрома” по долгосрочному контракту. В котором стоимость газа определялась по формуле в зависимости от средней цены на нефтепродукты за последние три квартала. По такой схеме скачки цен в ту или иную сторону были довольно плавными.

Но, как известно, несколько лет назад НАК “Нефтегаз” отказался от прямых закупок у РФ и перешел на закупки того же российского газа, но у европейских компаний. Это преподносилась как глобальная “перемога”, но у нее была и вторая сторона.

А именно – газ у европейцев мы стали покупать не по долгосрочным, а по краткосрочным (спотовым) контрактам. А по ним цена могла очень сильно колебаться не только в зависимости от глобального состояния рынка, но и от сезона к сезону, в зависимости от спроса и предложения газа.

И сейчас совпали все факторы роста.

Эксперт энергорынка Валентин Землянский пояснил “Стране” – “Нефтегаз” регулярно пересчитывает цены на газ по так называемой формуле “Дюссельдорф плюс”. Она была прописана в постановлении Кабмина №187, а до этого – в законе о рынке газа, утвержденном парламентом в 2015 году.

В этой формуле учитывается цена газа на бирже (в долларах или евро), налоги, транспортировка и текущий курс гривны. Две составляющие из этого списка – курс и мировые котировки на газ – в последнее время постоянно скачут. Так, гривна с лета обесценилась почти на 10%. Почти такую же динамику демонстрируют и газовые цены на мировых биржах.

По данным Украинской энергетической биржи, на 24 сентября цена на газ на немецкой бирже NCG составила 29,67 EUR/MWh. Чтобы перевести этот тариф в привычные для нас тысячи кубометров следует использовать коэффициент 10,47. Итого получается 310,6 евро. Для сравнения: по состоянию на 16 августа цена составляла 247,8 евро, а на 7 сентября – порядка 295 евро/тыс. (при том что в начале года он стоил около 220-230 евро).

Геннадий Рябцев называет две причины такого скачка газовых котировок. Это, во-первых, цены на нефть, которые уже превысили 80 долларов за баррель (и к которым “привязаны” цены на все другие виды топлива, в том числе, на газ). И, во-вторых, рост спроса на “голубое топливо” со стороны европейских потребителей, которые начали готовится к зиме и закачивать газ в хранилища.

“В конце лета всегда начинается ажиотаж и цены идут вверх. Дорогим газ будет весь 4 квартал этого года и первый – следующего года”, – прогнозирует эксперт. По его мнению, нынешние цены – далеко не потолок. Они могут повышаться, как минимум, на 10% в месяц.

По мнению Дмитрия Марунича, для украинской промышленности до конца года газ может подорожать на 15% и больше. То есть, предприятиям придется платить почти по 17 тыс. грн. за тыс. кубов даже при условии, что курс гривны зафиксируется на нынешних отметках. А с учетом того, что к концу года прогнозируется курс 30 грн. за доллар, газ подорожает еще больше.

Валентин Землянский называет еще один фактор ценового роста. “Жадность “Нафтогаза”. И это не шутка. Компания могла бы сгладить повышение цен за счет имеющихся запасов газа, закупленных еще по старым, более низким тарифам. Но она ведет себя не как государственный регулятор, а попросту зарабатывает деньги”, – отметил Землянский.

Издержки спотовых контрактов

Ситуацию усугубляет тот факт, что Украина закупает импортный газ по спотовым (краткосрочным) контрактам.

“После разрыва договора с “Газпромом” у нас весь газ, а это 9-11 млрд. куб. м в год – заходит исключительно по спотовым контрактам. Долгосрочных мы так и не заключили. Для понимания: спотовый рынок – это рынок остатков. Большинство европейских стран закупает газ по долгосрочным контрактам, а остальной ресурс выставляют в свободную продажу. Там всегда можно докупить газ, но цены непредсказуемые. К примеру, когда нам в конце зимы нужно было пополнить запасы газа из-за снижения давления в трубе, мы платили по тройной цене – больше 1 тыс. долларов за тысячу кубометров, тогда как “нормальная” стоимость на тот момент не дотягивала до 300 долларов”, – пояснил “Стране” Геннадий Рябцев.

“Отсутствие долгосрочных контрактов – это самая большая ошибка “Нефтегаза” и правительства. Если бы они были, газ был бы дешевле на 10-20%. Но и заключать долгосрочные контракты сегодня практически не с кем. В Европе продается, в основном, российский, норвежский и голландский газ. С Россией не получается по политическим соображениям, Норвегии и Голландии мы как покупатель неинтересны. Есть вариант со среднеазиатским газом, но его нужно транспортировать по российской ГТС, на что РФ тоже вряд ли пойдет. Остается разве что наращивать внутреннюю добычу. Запасы есть, но их разработка пока особо не ведется”, – добавил президент Ассоциации энергетики Украины Александр Трохимец.

По словам Дмитрия Марунича, для крупных европейских потребителей цена на 15-20% ниже, чем для наших промышленников. Поэтому конкурировать украинским предприятиям на мировом рынке все сложнее.

“Такая модель газового рынка, как у нас, попросту угробила промышленность. И все это прекрасно осознают – и политики, и сам “Нафтогаз”, – говорит Марунич. Очередной виток газовых цен спровоцирует рост индекса цен производителей промышленно продукции. По данным МЭРТ, этот показатель и так постоянно растет. В августе он составил 111,1% по отношению к декабрю 2017 г. Для сравнения: на аналогичную дату прошлого года цифра не превышала 108,4%.

Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что через 2-3 месяца подорожание докатится и до розницы. Динамика в каждой отрасли будет разной. К примеру, химики на 90% зависят от цены на газ, у металлургов доля газа в себестоимости продукции – порядка 10%, у перерабатывающих предприятий – от 5% до 15%.

Также рост цен на газ увеличивает вероятность правительственного решение о повышении стоимости голубого топлива для населения и предприятий теплокоммунэнерго (чтоб не опускать НАК в убыток). И, соответственно, повышение это может быть еще больше, чем планировалось. (Людмила Ксенз, Страна.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version