Угроза строительства Россией “Северного потока-2” вынуждает украинские власти ускорить реорганизацию НАК “Нафтогаза” и создание нового оператора ГТС. В Украине рассчитывают, что это позволит привлечь к управлению газотранспортной системой иностранную компанию, сохранит транзит газа по территории нашей страны и ослабит позиции “Газпрома” на международной арене. К тому же в ходе трехсторонних переговоров Украины, ЕС и России, очередной раунд которых должен состояться 26 сентября в Брюсселе, украинской стороне приходится отвечать на вопросы о судьбе заявленного властями разделения “Нафтогаза” (анбандлинга) в соответствии с европейскими нормами.
Угроза “Северного потока” и будущее транзита
26 сентября в Брюсселе состоится очередной раунд трехсторонних консультаций между Украиной, ЕС и Россией о транзите российского природного газа по территории нашей страны с января 2020 года. Первая встреча прошла еще в июле по инициативе министерства экономики Германии и Европейской комиссии, а 12 сентября стороны провели переговоры на уровне экспертных консультаций.
Для “Нафтогаза” вопрос о том, как будет работать украинская газотранспортная система после 2019 года – один из ключевых. К этому времени истекает срок действующего десятилетнего транзитного контракта между НАКом и “Газпромом” от января 2009 г. Как известно, в конце февраля Арбитражный институт торговой палаты Стокгольма обязал российского монополиста соблюдать его положения, касающиеся передачи в страны ЕС по украинской ГТС не менее 110 млрд. куб. м газа в год. Трибунал также присудил “Газпрому” выплату НАКу компенсации за не предоставленные объемы транзитного газа в период действия контракта в 4,6 млрд. долларов.
После решения Стокгольмского арбитража “Газпром” не только заявил о желании расторгнуть действующие с Украиной контракты на поставку и транзит газа, но и не скрывает, что с 2020 года транспортировать газ в Европу по территории нашей страны не планирует. Чтобы обойти украинскую ГТС, российский монополист намерен до конца следующего года построить вторую ветку газопровода “Северный поток” по дну Балтийского моря, а также – завершить строительство части трубопровода “Турецкий поток” протяженностью 900 км и мощностью 32 млрд. куб. м в Черном море.
Если проект “Северный поток-2” увенчается для России успехом, то на Балтике она будет располагать газопроводом суммарной мощностью в 110 млрд. куб. м. Уже получив разрешения Швеции, Финляндии и, главное, Германии, на прокладку трубопровода в исключительной экономической зоне этих стран, руководство “Газпрома” заявляет, что теперь разрешение Дании на строительство трубопровода у берегов острова Борнхольм не является принципиальным, и российская компания разрабатывает альтернативный маршрут для второй ветки “Северного потока”. Для Украины же это будет означать не только потерю ежегодной платы за транзит в размере порядка 3 млрд. долларов, но и необходимость оптимизации мощностей украинской ГТС как минимум на 50%. На это стране потребуется серьезное финансирование в несколько десятков млрд. долларов.
Пока европейские чиновники верят заверениям президента РФ Владимира Путина, что “Северный поток-2” – “экономический проект во всех смыслах” и его реализация “не закрывает возможности продолжения транзитных поставок по территории Украины”. А канцлер ФРГ Ангела Меркель убеждена, что правительство ее страны “не попадет в зависимость от российского газа”. Тем временем, глава “Газпрома” Алексей Миллер еще весной сообщил, что после строительства второй ветки газопровода в Балтийском море объем транзита по ГТС может сократиться до 15 млрд. куб. м в год. Уже летом риторика РФ ужесточилась – и министр энергетики России Александр Новак, и руководство “Газпрома” неоднократно заявляли, что “ни при каких обстоятельствах” не намерены продлевать транзитный контракт с Украиной после 2019 года.
По крайней мере, 12 сентября в Брюсселе представители компании “Газпром” участие в консультациях с украинскими и европейскими экспертами не принимали. “К сожалению, по какой-то причине “Газпром” не приехал на эти консультации. Он считает, что ему это не совсем интересно, но все остальные присутствовали”, – рассказал журналистам об итогах переговоров глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев.
По его словам, в ходе встречи был также представлен некий отчет, в котором “хорошо видно, как россияне, и в том числе представители Европейской комиссии активно используют против украинской позиции аргумент, что мы до сих пор не закончили свою домашнюю работу”. В частности, Коболев уточнил, что Украину упрекают в том, что выделение газотранспортных мощностей “Нафтогаза” в отдельную компанию – анбандлинг – до сих пор не произошло.
Анбандлинг “Нафтогаза” (ownership unbundling) – это процесс передачи активов НАК новому оператору украинской ГТС, который предусмотрен профильным законом о рынке газа и директивами Третьего энергопакета ЕС. Поскольку, следуя европейскому законодательству, активы по транспортировке, добыче и продаже газа не могут быть сосредоточены в руках одного собственника, Кабинет министров 1 июля 2016 г. постановлением №496 утвердил план анбандлинга НАКа и передачи активов ГТС новому оператору – компании “Магистральные газопроводы Украины” (МГУ).
В чем проблемы с анбандлингом?
Согласно правительственному плану, передача активов новому оператору газотранспортной системы МГУ должна была состояться через 30 дней после окончания арбитражного спора между НАКом и “Газпромом” в Стокгольме. Поскольку решение по второму, “транзитному” делу, трибунал вынес в конце февраля, чиновники ожидали завершения процесса анбандлинга к началу апреля. Впрочем, этого не произойдет как минимум до окончания срока действия контракта на транзит российского газа, то есть, до января 2020 года. Передать свои права и обязательства по транзитному соглашению другой компании НАК может лишь с письменного согласия российской стороны. Такого разрешения “Газпром” не дает и настаивает на том, чтобы компания “Нафтогаз” оставалась стороной контракта. Решить этот вопрос в пользу Украины в Стокгольмском арбитраже также не удалось – трибунал отклонил соответствующие требования НАКа.
В “Нафтогазе” рассчитывают, что анбандлинг компании в соответствии с нормами Третьего энергопакета ЕС позволит новому оператору ГТС привлечь международных партнеров к управлению газотранспортными активами. “Иностранный партнер нам нужен не столько с точки зрения инвестиций, сколько для доверия европейских стран к Украине как к надежному транзитному маршруту российского газа”, – ранее заявил Андрей Коболев. “Забудьте о “Северном потоке – 2″. Для того, чтобы Украина оставалась транзитером газа в Европу, необходимо завершить анбандлинг. Также нужно привлечь европейских партнеров к управлению ГТС, и это позволит Украине сохранить транзит”, – заявил в октябре прошлого года глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли.
Поскольку украинская ГТС – стратегический государственный актив, не подлежащий приватизации, Верховная рада еще в августе 2014 года приняла закон, позволяющий привлекать иностранного инвестора или консорциум компаний в капитал системного оператора ГТС на условиях 49% (так называемый управляющий пакет). Свои предложения Украине уже прислали словацкая компания Eustream, итальянская Snam, консорциумы Нидерландов и Франции – Gazunie и GRTgaz, немецкая – Verbunddnelz Gaz AG, а также польская, румынская, бельгийская, испанская и греческая газовые компании-операторы.
Разумеется, реализация такого сценария невыгодна российскому газовому монополисту. Но помимо блокировки анбандлинга НАКа со стороны “Газпрома”, процесс затягивался и украинскими властями. Несмотря на то, что план анбандлинга, утвержденный Кабмином еще летом 2016 г., предполагает передачу новому оператору только газотранспортных активов, уже в этом году правительство поручило “Нафтогазу” передать в МГУ и подземные газовые хранилища (ПГХ). Тогда как, согласно постановлению Кабмина №496, активы по хранению природного газа должны быть выделены в отдельную компанию, но оставаться на балансе “Укртрансгаза” и управляться с участием Минэнергоугля. В энергетическом блоке Кабмина РБК-Украина поясняли, что “видят технологические риски в отделении ПХГ от ГТС”. В “Нафтогазе” считают, что ПГХ необходимо вывести в отдельную юридическую структуру, поскольку потенциальных иностранных партнеров ГТС “может отпугнуть перспектива судебных исков с компаниями Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского по спорным объемам газа в хранилищах”. Как известно, общий объем исковых претензий – на 15 млрд. куб. м.
Долгое время не соглашались в правительстве и с тем, что проведение анбандлинга – прерогатива НАКа. Кабмин взялся искать партнера для украинской ГТС и проводить переговоры с потенциальными инвесторами самостоятельно. Еще в начале марта вице-премьер Владимир Кистион, курирующий работу энергетического блока правительства, пообещал, что к апрелю будут согласованы условия и объявлен конкурс по привлечению партнера для системного оператора. Но, несмотря на ожидания вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича о том, что конкурсные условия и план анбандлинга чиновники представят Верховной раде в июне, этого так и не произошло.
Кроме того, небыстрым оказался и процесс формирования корпоративного управления “Магистральных газопроводов Украины”. Создав компанию еще в 2016 году, избрать наблюдательный совет компании с большинством независимых директоров удалось лишь в феврале 2018 года. Анбандлинг предполагает, что структура управления нового оператора ГТС должна быть независимой от политической конъюнктуры, от решений “Нафтогаза” и не связана с другими компаниями в сегменте добычи и генерации.
Перспективы для ГТС
В прошлую среду, 19 сентября, наблюдательные советы “Нафтогаза” и МГУ представили “дорожную карту” отделения оператора ГТС. Согласно документу, этот процесс должен завершиться к 1 января 2020 года. К июню 2019 года МГУ должно быть готово к сертификации в качестве системного оператора украинским национальным отраслевым регулятором, а финальной точкой должна стать сертификация на уровне Секретариата Энергетического сообщества ЕС. Для этого компания, уже наполненная активами, должна быть “независима как технологически, так и политически”, подчеркнули в “Нафтогазе”. Подземные хранилища, и другие активы НАКа, связанные с хранением газа, будут выделены в отдельное юридическое лицо – филиал “Укртрансгаза” (storage branch). По словам главы “Укртрансгаза” Павла Станчака, базой для создания такой компании станет “Львовтрансгаз”, а весь процесс полного разделения хранения и транспортировки займет около 6 месяцев.
“Проведение анбандлинга – моя персональная ответственность”, – заявил Андрей Коболев, представляя документ. Если еще зимой руководитель “Нафтогаза” говорил, что Кабмин отстранил его от переговоров с компаниями-потенциальными партнерами ГТС, то сейчас он может себе позволить такие заявления. По информации РБК-Украина, премьер-министр Владимир Гройсман согласился с тем, что анбандлинг и поиск партнера газотранспортной системы – компетенция набсовета НАКа и руководства компании. “Для премьера вопрос разделения ГТС и привлечения иностранного инвестора – отчасти токсичный. В преддверии выборов он не готов объяснять избирателям, что “иностранцы не раскупают украинскую трубу”. Кроме того, глава правительства занят не менее сложными для него переговорами с МВФ, поэтому анбандлинг для него сейчас не приоритетная проблема, но он понимает, что угроза “Северного потока” растет и его проводить надо быстрее”, – сообщил РБК-Украина источник в энергетическом блоке Кабмина.
Другой собеседник в правительстве, знакомый с ситуацией, считает, что у премьера есть и другие причины “заключить временное перемирие с НАКом”: “У Гройсмана изменился круг людей, к мнению которых он прислушивается. Ему сумели донести информацию, что путь анбандлинга, который предлагал Владимир Кистион, не позволит получить сертификацию нового оператора у европейцев, и об иностранном партнере можно будет забыть. Премьеру сказали, что он теряет драгоценное время”, – сообщил источник издания, отказавшись, впрочем, уточнить, кто именно переубедил премьера. “В любом случае, никто не знает, что будет после выборов, какая команда останется при власти, и какая команда будет в “Нафтогазе””, – добавил он.
Даже если согласовывать с правительством план реорганизации компании руководству “Нафтогаза” теперь возможно не придется (этот вопрос будет в компетенции набсовета), без вмешательства Кабмина этот процесс не произойдет. Правительству как минимум предстоит внести изменения в свое постановление №496 от 2016 года, разработать и утвердить условия конкурса по привлечению партнера по управлению ГТС. И, если этот конкурс все же состоится, утверждать его результаты будет парламент, который еще необходимо убедить передать украинскую газотранспортную систему в управление иностранным компаниям. (Мария Цатурян, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)