Интервью с Романом Опимахой, исполнительным директором Ассоциации газодобывающих компаний Украины.
– Как Вы оцениваете результаты реформ в энергосекторе Украины?
– Два года назад правительство приняло Концепцию развития газодобывающей отрасли до 2020 года. Она предусматривает четкий план действий по созданию привлекательной для отрасли нормативно-правовой базы. Это введение стимулирующего налогообложения для бурения новых газовых скважин, децентрализация ренты, упрощение разрешительных процедур. Последним для принятия оставался законопроект “Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях” – но буквально на днях Верховная Рада за него проголосовала. Это значит, что законодательная база для развития газодобывающей отрасли уже сформирована. И это очень хорошо. Теперь дело за тем, чтобы наращивать добычу. А для этого нужно привлекать новых инвесторов – как украинских, так и международных, предоставлять им объекты для инвестирования. И тут все упирается в новые участки – выдачу спецразрешений на геологоразведку и добычу.
Для решения этой проблемы правительство приняло ряд мер, направленных на ускорение проведения нефтегазовых аукционов. Ожидаем, что в октябре-ноябре этого года на торги будет вынесено около 40 участков, потенциально содержащих углеводороды. У инвесторов будет три месяца для того, чтобы проанализировать эту информацию и принять инвестиционное решение.
Важным элементом для проведения аукционов является решение правительства по внедрению процедуры продажи спецразрешений на недропользование электронным путем. Это значит, что все торги будут проходить на площадке ProZorro, что сводит к минимуму вмешательство чиновников. Аукционы будут анонимны, кто заказчик – неизвестно – это исключает возможность каких-либо злоупотреблений.
Еще одним фактором для успешного проведения аукционов является открытие геологической информации. Без нее привлечь инвесторов в отрасль – нереально.
К сожалению, ни первое, ни второе решение правительства официально не обнародовано. Именно поэтому премьер-министр на недавнем заседание Кабмина потребовал, чтобы Минэкологии немедленно доработали эти документы и отдали ему на подпись.
– Как вы считаете – это халатность или преднамеренные действия?
– Нет, это не халатность. Это саботаж. Человек, который занимает ответственный пост, должен понимать важность данных решений. Мы надеемся, что возникшая ситуация будет урегулирована как можно быстрее, что даст “зеленый свет” для нефтегазовых аукционов.
К слову, эти торги должны быть хорошо организованы и проведены на наивысшем уровне. Для этого нужно подготовить презентационные материалы на английском языке по выставляемых участках с геологической информацией, контактными данными. Промоция и маркетинг являются важной составляющей этого процесса как в нашей стране, так и за рубежом. Ассоциация со своей стороны готова всячески помогать правительству в организации аукционов.
– Повлияла ли смена состава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) на темп реформ в энергосекторе? Как вы оцениваете перспективы их продолжения?
– У нас нормальные, рабочие отношения с НКРЭКУ. Мы принимаем участие в важных совещаниях, с нами консультируются, прислушиваются к нашему мнению. Это важно и мы это ценим.
Ранее существовало непонимание по поводу размера тарифов на вход-выход из газотранспортной системы. На сегодняшний момент тариф критически высок. Если мы суммируем тариф на вход и тариф на выход, то получим примерно столько, сколько стоит транспортировка сжиженного газа из Северной Америки в Европу. А такого не должно быть. Для оживления торговли, для создания регионального газового хаба на базе наших подземных хранилищ газа (ПГХ) такой тариф – это преграда.
С 1 января 2019 года будут обновлены транспортные тарифы за услуги ГТС. Регулятор уже зарегистрировал проект изменений в методику расчетов, который предусматривает дифференциацию тарифов на вход в ГТС для внутренних и трансграничных точек. Эти тарифы будут разные. Такой подход применяют многие европейские страны, и он соответствует положениям недавно принятого Сетевого Кодекса ЕС.
К слову, Регулятор уже заявил, что тариф на вход будет уменьшен минимум в 2 раза. Мы считаем, что это правильно.
В целом же мы оцениваем работу НКРЭКУ позитивно. От добывающих компаний к регулятору претензий нет.
– Что делается в плане развития рыночных торгов газом, создания в Украине регионального газового хаба?
– На развитие рынка газа могут влиять некоторые регуляторные факторы. Например, высокий тариф на вход-выход из ГТС его тормозит, а решение о временном хранение газа без растаможки, наоборот, очень позитивно на нем сказывается. Чтобы к нам приходили трейдеры и здесь торговали, “правила игры” на рынке должны быть четкие, понятные и конкурентные. Безусловно, в стране есть запрос на создание торговой площадки. В настоящее время цена на газ в Украине привязана к импортному паритету, к одной из точек торгов NCG в Германии. Мы понимаем, что было бы намного логичней, если бы спрос и предложение на газ балансировались на украинском рынке. О необходимости формирования отечественной торговой площадки много говориться, но пока ее нет. Есть частная площадка, которая сейчас пытается организовать подобные торги. И, кстати, многие компании продают на ней.
– Какие факторы могут способствовать созданию регионального газового хаба?
– Чтобы запустить торговую площадку и сделать ее успешной, нужно повышать ликвидность. Для этого должно быть больше игроков на рынке. Требование НКРЭКУ ввести суточную балансировку газа, как раз и позволит стимулировать этот процесс. Мы считаем, что эти действия сделаны в правильном направление. Посуточная балансировка должна сделать учет газа более прозрачным, что сократит возможность для манипуляций на рынке и создаст гибкость в ценообразование для продавцов и потребителей. Это и приведет к тому, что в Украине появится активная торговая площадка, которая будет отображать спрос и предложение. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)