Кабинет министров начинает приватизацию компании “Центрэнерго”, которая своими теплоэлектростанциями обеспечивает около 8% в энергобалансе Украины.
Сегодня 21,7% акций “Центрэнерго” торгуются на фондовой бирже, а контролируемые Фондом госимущества 78,3% акций компании планируется продать стратегическому инвестору за 5,98 млрд. грн. 5 сентября и. о. главы ФГИ Виталий Трубаров заявлял, что компания “Центрэнерго” будет продана до конца ноября, а деньги от сделки поступят в бюджет не позднее декабря.
О том, что “Центрэнерго” в очередной раз выставляется на продажу, стало известно в мае этого года, когда Кабинет Министров утвердил перечень объектов для обширной приватизации государственной собственности на 2018 г. Тогда, кроме ПАО “Центрэнерго”, под приватизацию подпали также ряд облэнерго и теплоэлектроцентралей, а также других предприятий, по большей части причастных к энергетической отрасли. Предполагается, что продажа этих объектов принесет 21,3 млрд. грн.
Однако у “Центрэнерго” тут особая роль – на примере этого ПАО правительство хочет продемонстрировать, что в стране действительно идет разгосударствление энергетического рынка и движение к свободной конкуренции на нем. “Центрэнерго” отведена роль прецедента, за которым последуют все остальные объекты”, – считает замминистра МЭРТ Максим Нефедов. В данном случае приватизация “Центрэнерго” – еще и демонстративное следование рекомендациям МВФ: Фонд настаивал на приватизации этого предприятия еще в 2015 г.
В качестве советника по приватизации “Центрэнерго” правительство привлекло Ernst&Young z Corporate Finance sp.k – польское подразделение международной аудиторской компании Ernst&Young. Это было сделано с расчетом, что подобный ход привлечет к приватизационной сделке внимание какого-либо стратегического зарубежного инвестора.
Ernst&Young z Corporate Finance sp.k по состоянию на август 2018 г. оценило 78,3% энергогенерирующей компании в $225,479 млн. (5 млрд. 984,992 млн. грн.). Позднее рабочая группа по вопросам приватизации КМУ именно такой и установила начальную цену пакета акций ПАО. Эта оценка примерно совпадает с рыночной – если рассчитать стоимость 78%-ного пакета, исходя из котировок бумаг “Центрэнерго” на Украинской бирже.
“Центрэнерго” – крупнейшая энергогенерирующая компания, включающая три ТЭС: Углегорскую, Змиевскую и Трипольскую. Их суммарная проектная мощность – 7690 МВт, то есть около 14% от общей мощности электростанций Украины. Но сегодня на каждой из станций работает только по одному энергоблоку, так что в общем объеме производства электроэнергии Украины доля “Центрэнерго” составляет 8%.
Правительству приватизация “Центрэнерго” нужна прежде всего как сигнал иностранным инвесторам, ее смысл – привлечь вместе с зарубежным капиталом также и новые технологии, и западный менеджмент. Главное, чтобы процесс приватизации этого ключевого объекта не затянулся, как это случилось с Одесским припортовым заводом (когда потенциальных покупателей, в частности, спугнули долги предприятия). Иначе это поставит под удар всю программу приватизации.
Еще летом в Кабмине как потенциального покупателя “Центрэнерго” называли, например, французскую компанию Engie. Известно, что в 2015 г. Engie” (тогда она называлась Gaz de France Suez) активно интересовалась приватизацией “Центрэнерго” и напрямую обращалась с предложением о выкупе к руководству Минэнерго.
Альтернативой может стать консорциум из нескольких американских фондов, сформированных компанией ERU Андрея Фаворова. Экс-глава ФГИУ Игорь Билоус год назад упоминал также проявивших интерес к приватизации “Центрэнерго” инвесторов из Китая, Кореи, Турции и Индии.
Как считает сооснователь Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук, покупателю “Центрэнерго” придется также вкладываться в модернизацию оборудования и поставки угля на ТЭС предприятия. А достаточные финансы для этого сегодня есть только у иностранных крупных инвесторов. Но если иностранцы не выкупят ПАО, то “Центрэнерго” может оказаться в руках среднего украинского бизнеса, который попросту не потянет развитие крупнейшей генерирующей компании.
Ранее самым вероятным покупателем “Центрэнерго” называли холдинг ДТЭК, принадлежащий Ринату Ахметову. Однако генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко отрицал такие планы, поясняя: “Считаю, что у нас портфель “генерация-уголь” уже сбалансирован, и мы не хотим его наращивать. У нас интерес в наращивании мощностей за счет “зеленой” энергии”.
Зато прямо о своих планах принять участие в приватизации “Центрэнерго” не раз говорил бизнесмен из Донбасса Виталий Кропачев, которого связывают с близким к президенту нардепом Игорем Кононенко, официально занимающим пост первого зампреда парламентской фракции БПП. Итак, Кропачев в последнее время строит собственный вертикально интегрированный энергетический холдинг, и ему как раз нужны генерирующие мощности. Топливо для них есть: Кропачеву принадлежит контрольный пакет акций предприятия, ведущего добычу угля на шахте “Краснолиманская”, три обогатительные фабрики и логистическая компания.
Иностранный инвестор может вложить больше денег и в покупку, и в модернизацию “Центрэнерго”, но ему понадобятся гарантии – как минимум сохранения формулы “Роттердам+”, позволяющей снабжать ТЭЦ импортным углем, не теряя рентабельности. Иначе говоря, гарантии Кабмина по рентабельности приватизируемого объекта, безопасности и эффективности инвестиций. Но в преддверии выборов вряд ли кто-то готов дать такие гарантии. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)