Импорт СУГ в Украину в сентябре составил 100,8 тыс., что на 22% (29 тыс. т) меньше, чем в августе. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95”. Указанные объемы не включают в себя ресурс, поставляемый как сырье на “Карпатнефтехим”.
По мнению аналитиков, сентябрьское снижение импорта было ожидаемым и объясняется большими объемами поставок в июле-августе. “На ожиданиях очередного дефицита рынок был перелит, начиная с мая. Сейчас сезонный спрос затухает и вскоре рынок будет сбалансирован”, – отметил аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн.
Наибольшее сокращение импорта в сентябре произошло за счет Беларуси и Казахстана. Так, поставки из Казахстана сократились почти в 2 раза – с 27,3 тыс. т в августе до 15,1 тыс. т в сентябре.
“Казахстан снизил поставки по нескольким причинам. Во-первых, существенно снизились поставки других производителей, кроме “Тенгизшевройл” (ТШО). Их ресурс с премиями к котировке DAF Украина оказался невостребованным. Сам же ТШО (продает СУГ с нулевой премией к котировке DAF Украина, – enkorr) предлагал большие объемы, однако не все трейдеры забирали их по максимуму. Более того, в последнюю декаду сентября были трудности на заводе и все поставки сократились на 20% и более”, – объясняет один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.
Белорусские производители отгрузили в сентябре 19,8 тыс. т (-8,9 тыс. т к августу), “Трансэкспедиция” – 16,7 тыс. т (-6,6 тыс. т к августу). “Прогнозируемое сокращение объемов коснулось, в первую очередь, источников с наивысшими ценами. На фоне рекордных цен в РФ, спотовые цены на белорусский СУГ и ресурс “Трансэкспедиции” оказались очень высокими. Очевидно, что для сохранения позиции на украинском рынке белорусским производителям придется пересмотреть ценовую политику”, – говорит А. Куюн.
Импорт из России по железной дороге практически остался на уровне августа – 44,5 тыс. т, морские поставки сократились с 3,4 тыс. т до 1,3 тыс. т. Единственным импортером стала компания Orange LPG.
“В октябре ожидаются еще две поставки законтрактованного ранее ресурса. Скорее всего, это будут последние лодки в этом сезоне”, – сообщил источник в Orange LPG
Крупнейшими импортерами СУГ в сентябре стали “Надежда” (9,6 тыс. т), “БРСМ-Нафта” (8,6 тыс. т) и Glusco (7,4 тыс. т). Всего газ импортировали 65 компаний, в то время как в сентябре 2017 г. импортом занималось 71 предприятие.
В “А-95” также отметили, что поставки импортного автогаза в Украину за 9 месяцев 2018 г. выросли относительно аналогичного периода 2017 г. на 11,5% и составили 968 тыс. т. По мнению участников рынка, эта динамика соответствует реальному темпу роста потребления в стране.
До 37% импортного объема (354 тыс. т) обеспечили прямые поставки из России, 24% (236 тыс. т) от белорусских производителей, 16% (158 тыс. т) ресурс из терминалов “Трансэкспедиции” и 19% (185 тыс. т) из Казахстана. (Enkor/Энергетика Украины и мира)