В самое ближайшее время Объединенный институт машиностроения НАН представит опытный образец коммерческого электромобиля
За электротранспортом – будущее. К этой мысли склоняются многие мировые лидеры по производству автомобилей, дополняя свои линейки новыми карами, работающими от розетки. Счет сошедших с конвейера электромобилей уже идет на сотни тыс., а в конце прошлого года мировой автопарк достиг 3 млн.. Дальше – больше. По мнению экспертов, только по итогам 2018-го продажи вырастут еще на 50%. Причем почти 70 процентов от этого числа – не гибриды, а “чистые” электромобили. Лидируют на рынке Китай, Япония, Евросоюз и США. Активно совершенствуются сам электрокар и инфраструктура под него. А как дела обстоят у нас и изменилась ли ситуация с подписанием Указа “О стимулировании использования электромобилей”?
Одним из главных препятствий для развития электротранспорта специалисты называют не столько стоимость самих электрокаров в сравнении с их бензиновыми и дизельными аналогами, сколько развитие сопутствующей инфраструктуры, проще говоря, свободный доступ к розеткам. Хотя встать колом в центре Минска, потому как села батарейка, стало сложнее, нежели два года назад. По крайней мере, глядя на карту электрозаправок страны в мобильном приложении PlugShare, думается именно так. В стране уже их появилось около двух с половиной десятков, правда, 12 из них расположены именно в Минске, еще пять – неподалеку от МКАД, а дальше – начинаются пробелы. Если прокрутить карту к соседям, становится видно: в Литве и Украине отметок о наличии электрозаправок значительно больше.
Впрочем, заверяют в концерне “Белоруснефть”, который недавно получил статус национального оператора по созданию инфраструктуры для электрокаров, совсем скоро ситуация изменится. Концерн обещает всего через пару лет повысить число своих электрозаправок в Минске и регионах до более чем 400. А на перспективу до 2030 года – и вовсе до 1300. Уже до конца этого года обещают: сеть ЭЗС от “Белоруснефти” увеличится до ста станций, сорок из которых построят в Минске.
Так что перспективы этого направления хорошие. Еще один любопытный факт: как заверили в “Белоруснефти”, все новые заправочные электростанции будут белорусского производства.
Белорусских производителей станций постоянного и переменного тока, как выяснилось, не так уж и мало – и государственных, и частных. Более того, их производят по аутсорсингу даже некоторые банки, но только для своих клиентов – приехал в банк и параллельно воспользовался услугой. Появляются такие агрегаты и на паркингах гостиниц, гипермаркетов. Тем не менее в июне этого года объявили: витебское ОАО “Витязь” наладит серийное производство зарядных станций для электромобилей в 2020 году. Это предусмотрено госпрограммой инновационного развития страны на 2016-2020 годы. И реализация проекта, отмечает председатель ГКНТ Александр Шумилин, уже началась.
Только вот пока спрос на станции ОАО “Витязь” оставляет желать лучшего. Увы, отмечают на предприятии, хотелось бы, чтобы продажи были более интенсивными. По словам руководителя группы по реализации продукции в Беларуси ОАО “Витязь” Сергея Савченко, потребители есть, но они пока пребывают в раздумьях:
– Люди думают, надо им это или нет. Я убежден, ситуация вскоре изменится. Просто нужно время.
Предприятие производит восемь наименований электрозарядных станций переменного тока Mode 3 стационарных и с креплением на стену. На подходе еще одна разработка – ЭЗС постоянного тока, которая сможет заряжать два электромобиля одновременно.
– В начале следующего года планируем эту серию выпустить. В зависимости от характеристик автомобиля время зарядки сможет составить 30-40 минут. Возможно, даже меньше, ведь зачастую автомобилисты в дороге не заряжают аккумуляторы на все сто, а процентов на 80, чтобы добраться до соседней станции или до дома.
Впрочем, скорость зарядки для всех электрокаров будет разной. Зависит это от емкости автомобильного аккумулятора, мощности самой станции, а еще от того, с какого рынка пришел автомобиль – американского или европейского. Скажем, Tesla с аккумулятором на 75 киловатт при мощности станции 50 киловатт потребуется где-то полтора часа, при мощности 100 кВт – меньше часа.
Пока большой плюс электромобилей в том, что большинство общественных заправок работают бесплатно. Поставил машину у гипермаркета, и пусть себе заряжается! Еще один плюс – высокая экологичность, но на этом перечень преимуществ и заканчивается. Одними этими мерами массово пересадить автомобилиста за руль авто на батарейках не получится. По мнению Сергея Савченко, привести ситуацию в движение сможет лишь серьезное государственное стимулирование.
Несколько лет назад РУП “БЕЛТЭИ” презентовало проект Программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта. Так вот он содержал ряд предложений по созданию благоприятных условий для покупки электрокара. Это льготное кредитование, государственное субсидирование, снижение транспортного налога, льготные тарифы на электричество, отмена утилизационного сбора и таможенных пошлин. Этого, по мнению разработчиков, было бы достаточно, чтобы заставить автомобилистов активнее менять авто с бензиновыми двигателями на электромобили. Впрочем, кое-что из перечисленного уже стало реальностью – летом этого года Президент подписал Указ № 273 “О стимулировании использования электромобилей”, который призван подтолкнуть белорусов к езде на электрокарах, а также стимулировать создание зарядной и сервисной инфраструктуры для них. Главное преимущество документа в том, что владельцев электромобилей освободили от уплаты пошлины за выдачу допуска к участию в дорожном движении, а также налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию страны зарядных устройств.
Но на этом пока все. Хотя люди знающие говорят, что вот-вот и многие другие положения программы развития будут закреплены законодательно – разрабатывается государственный комплекс мер по поддержке электротранспорта. Что ситуация меняется, показывает и интерес, который пробуждается к белорусскому рынку у автопроизводителей с мировым именем. Например, не так давно было распространено заявление о том, что BMW и “Белоруснефть” помогут белорусам пересесть на электрокары. При этом крупный автомобильный концерн пообещал обеспечить наш рынок большим выбором доступных электромобилей.
А что же наш электромобиль производства ОИМ Национальной академии наук? Как рассказал начальник НИЦ “Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин” ОИМ НАН Александр Белевич, мы можем получить его уже к концу следующего года:
– Мы сейчас делаем опытный образец легкового электромобиля, ориентированного на коммерческое применение. У нас есть уже соглашение с поставщиком о том, что они готовы к локализации. В самое ближайшее время представим разработку на суд общественности. Это будет минивэн для эксплуатации в организациях. Почему именно в этом секторе? Мы посчитали, что пока что частным лицам электротранспорт в силу отсутствия широкой сети заправок, цены на электромобили не слишком выгоден.
Параллельно институт совместно с Минским автозаводом ведет работу над грузовым электротранспортом. Планируют здесь создать еще один нескоростной мини-электромобиль, рассчитанный для эксплуатации на закрытых территориях, лесопарковых зонах. Автором, проектировщиком и реализатором идеи в этом случае будет сам институт. По словам Александра Белевича, к этому “малютке” уже проявляют интерес некоторые организации. В их числе минский ботанический сад и Национальный парк “Беловежская пуща”.
Согласно проекту Программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта есть несколько сценариев развития событий – оптимистичный и пессимистичный. Например, по первому к 2025 году по нашим улицам будет бегать 30 тыс. электромобилей, по второму – втрое меньше. Кстати, в первом варианте выбросы вредных веществ в атмосферу сократятся почти на 170 тыс. т эквивалента СО2, во втором – на 52,6 тыс.
В ближайшие три года в Беларуси появятся более 400 зарядных станций для электромобилей.
По оптимистичным прогнозам Программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта в Беларуси, количество электромобилей к 2025 году составит 32,7 тыс. штук, из них 30,8 тыс. – легковые. Для сравнения: в прошлом году их насчитывалось около 100, при этом каждый третий – в Минске. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)