Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Индия: крупные игроки энергетического рынка не проявляют заинтересованности в аукционе на 10 ГВт мощностей солнечных электростанций

Крупные игроки энергетического рынка Индии, такие как Acme, ReNew, Adani, Azure, Hero Future и Aditya Birla Solar, не проявляют заинтересованности в аукционе на 10 ГВт мощностей солнечных электростанций.

Гопал Лал Сомани, бывший директор компании Rajasthan Renewable Energy Corporation Ltd (RRECL), отметил что есть несколько причин, по которым крупнейшие игроки в области солнечной энергетики Индии не станут принимать участие в запланированном аукционе.

Господин Сомали обратил внимание на то, что введение специальных защитных пошлин на китайские и малазийские комплектующие для солнечных электростанций подорвало финансовую стабильность отрасли. Последующая отмена тендеров по всей стране вместе с внедрением тарифных лимитов еще больше пошатнули доверие девелоперов.

По мнению эксперта, решение Solar Energy Corporation of India (SECI) установить максимальное значение тарифов на солнечную энергию в размере 2,5 индийских рупий за кВт-ч (0,034 долларов США), без согласования с Центральной комиссией по регулированию электроэнергетики или ее региональными представительствами, делает невозможным дальнейшее развитие солнечной энергетики в штатах, где уровень солнечной инсоляции не слишком высокий.

Предложенные тарифы не соответствуют действительности

Энергокомпании считают, что тарифный лимит в 2,5 рупии/кВт-ч является необоснованным, поскольку эффект от падения стоимости солнечных модулей полностью нивелировался из-за снижения курса рупии по отношению к доллару.

Господин Сомали также добавил, что доверие к государственному аппарату было сильно подорвано из-за задержек платежей за электроэнергию или и вовсе невыполнения финансовых обязательств государственными распределительными органами в штатах Андхра-Прадеш, Телангана, Тамилнад, Раджастан и других регионах, где спрос на чистую энергию не слишком высокий.

Кроме того, существуют опасения по поводу возможностей региональных и межрегиональных сетей поглощать такие объемы солнечной энергии.

Все эти факторы, в совокупности с ростом стоимости земли и периодом окупаемости аренды земельных участков, увеличивают капитальные затраты, необходимые для запуска солнечных электростанций, в результате чего, с учетом предложенных SECI тарифных ставок, разработка новых проектов становится нерентабельной.

Детальный анализ

Размер ставки. В соответствии с условиями тендера, минимальная заявка составляет 600 МВт.

“То, что в тендерной документации прописан размер индивидуальных ставок в 250 МВт лишает равных возможностей всех инвесторов (малых, средних и крупных игроков рынка) идет в разрез с положениями о процедуре торгов, закрепленных Законом об электроэнергии от 2003 года, а также противоречит Принципам конкурентных прозрачных торгов 2017 года”, – говорит господин Сомани.

Временные рамки. Ожидается, что общий объем выставленных на аукцион мощностей будет закрываться постепенно, а в соглашениях о закупке электроэнергии (PPA) будут описаны основные этапы проекта создания интегрированных солнечных производственных мощностей. Установленные сроки не соответствуют национальной цели достичь показателя в 100 ГВт солнечных электростанций к 2022 году. Т.е. у компаний есть два года, чтобы ввести заявленные объекты в эксплуатацию. По словам господина Сомани, ни один производитель в стране не сможет уложиться в эти сроки, учитывая нынешний застой в законодательной сфере и бюрократическую волокиту с получением необходимых разрешений.

Отсутствие готовности коммунальных служб. Коммунальные службы отказываются подписывать соглашения о закупке электроэнергии. В государственных учреждениях заявляют что для приобретения солнечной энергии, они должны урезать поставки электроэнергии с ТЭС в эквивалентном объеме, и к тому же заплатить фиксированный сбор в размере 1,6 рупии за единицу энергии. Таким образом, даже если они и станут покупать электричество, производимое на СЭС, по цене 2,44 рупии/кВт-ч, то общая стоимость электроэнергии составит около 4,04 рупии/кВт-ч. К тому же, из-за нестабильного характера ВИЭ, существуют определенные трудности с обеспечением бесперебойного энергоснабжения.

На данный момент SECI переживает не лучшие времена в части приведения в действие контрактов на большие мощности с государственными коммунальными службами, поскольку последние категорически отказываются подписывать соглашения. Проблема усугубляется тем, что региональные представительства организации не принуждают коммунальные службы выполнять свои обязательства по покупке возобновляемой энергии.

Технические сложности. Касательно тендера SECI, господин Сомани также отметил, что максимальная ставка за солнечную энергию составляет 2,5 рупии, и это без учета пошлин за использование импортных комплектующих. Столь низкий базовый тариф приведет к тому, что функционирование отрасли будет ограничено территорией Раджастана, но и там компании столкнутся с техническими проблемами, связанными с передачей энергии в отдаленные центры распределения энергии”.

Межрегиональная сетевая инфраструктура будет использоваться всего на 30% от проектной мощности, а передача солнечной энергии в отдаленные энергоцентры во время низкой солнечной активности будет весьма затруднительной. Технические потери будут огромными, не считая частых перепадов напряжения.

“Стоимость земельных участков в непосредственной близости от линий электропередачи и подстанций сверхвысокого напряжения неизменно растет. Поэтому международные компании и независимые производители электроэнергии, предпочли бы запускать свои проекты в предоставленных правительством солнечных парках, где земля и инфраструктурные элементы предоставляются на основе принципа “включай и работай”. Но стоимость использования этих солнечных парков достаточно высокая”.

Рекомендации

По мнению господина Сомани, объявления о тендерах и аукционах не являются показателем будущей активности в сфере солнечной энергетики, поскольку предложенные проекты, в которых заложены низкие тарифные ставки, могут так никогда и не найти своего воплощения. Настало время правительству внести ясность в вопросе о защитных пошлинах на импортные товары, и решить проблемы торговли.

Чиновникам также нужно выработать адекватные механизмы распределения и приобретения земли и создать безопасную, надежную систему энергопередачи, считает эксперт.

Он также призывает федеральные и региональные комиссии по регулированию электроэнергетики при разработке условий тендера и внедрении любых тарифных лимитов учитывать все факторы, включая земельный вопрос, капитальные затраты на модули и инверторы, баланс поставок постоянного и переменного тока, затраты на подключения установок и передачу энергии, защитные пошлины, пополнение оборотных средств, расходы на эксплуатацию и обслуживание, процентные платежи, доход на капитал, прибыльность проекта с учетом выплаты задолженностей перед кредиторами.

Тарифы на солнечную энергию уже и так достигли точки сетевого паритета, заявил господин Сомани, так что регулирующим органам нужно только принять меры по обеспечению выполнения обязательств по закупкам возобновляемой энергии, так чтобы у коммунальных служб не осталось аргументов “против”.

Также необходимо обеспечить равные условия для всех инвесторов и оптимизировать финансовые институты для обеспечения своевременного финансирования проектов. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version