Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: энергетическую сферу опять ждет финансовый коллапс и “вечные” долги

Из-за того, что правительство приняло решение о повышении цен на газ перед отопительным сезоном, энергетический регулятор и местные советы не успеют поднять тарифы для предприятий “Теплокоммунэнерго”, чтобы избежать убытков. Энергетическую сферу опять ждет финансовый коллапс и “вечные” долги.

Повышение цены газа для населения нужно не только для того, чтобы МВФ дал денег. Оно нужно для того, чтобы в этом сегменте экономики наконец заработал рынок. Чтобы не было двух разных цены: социальной – для населения и рыночной – для бизнеса.

Цены на энергоносители для населения все равно, рано или поздно, будут рыночными. И чем дольше правительство затягивает с решением о пуске рынков в отдельных сегментах, тем хуже делает населению, себе и стране в целом.

Премьер-министр Владимир Гройсман долго и упорно спорил с представителями Международного валютного фонда (МВФ), чтобы скостить украинцам процент повышения цены на газ.

В правительстве указывают, что повышение цен на газ является условием получения макроэкономической помощи от МВФ, что должно спасти страну от дефолта. Мол, правительство повышать цены на газ не хочет, но отказаться от этого шага не может.

На заседании правительства 19 октября премьер Владимир Гройсман наконец озвучил результаты этих переговоров: цена на газ для населения и “Теплокоммунэнерго” увеличится на 23,5% вместо прогнозируемых 60%.

Теперь конечная цена газа для населения и ТКЭ, включая транспортировку, маржу поставщиков и налоги, должна составить 8550 грн. за 1 тыс. куб. м, вместо 6958 грн., которые потребители платят сейчас.

“Мы должны отвечать за страну и обеспечивать ее функционирование. Мы отличаемся тем, что несем ответственность. Поэтому сегодня мы примем очередное жесткое непопулярное решение. Но это ответственное решение”, – сказал премьер на заседании Кабмина 19 октября, еле сдерживая слезы гнева и отчаяния.

Кроме удовлетворения требований МВФ, цену нужно приводить к рыночному показателю и по другим причинам. Разная цена на газ для населения и для бизнеса содержит коррупционные риски, ведет к монополизации поставок газа за счет возложения специальных обязательств на поставщиков.

Один нюанс – делать это надо было два года назад, а решение озвучивать задолго до фактического повышения.

Временное постановление навсегда

С октября 2015 года в Украине начал действовать закон о рынке природного газа. Тогда же было принято постановление Кабмина №758, которым на поставщиков газа возлагались специальные обязательства по обеспечению газом населения.

Это так называемые PSO (Public Service Obligation) – обязательства госкомпаний обеспечивать население энергоносителем по социальной цене. Они были возложены на НАК “Нафтогаз Украина” и на так называемые облгаз-сбыты – сбытовые организации, созданные частными операторами газораспределительных сетей (облгазами), 70% которых сконцентрировано в компании РГК Дмитрия Фирташа.

Тогда в этом решении была логика. Учитывая, что закон о рынке был принят перед началом отопительного сезона 2015-2016, страна не могла резко и кардинально поменять существующую десятилетиями схему поставок газа.

Постановление о PSO должно было утратить свою силу с окончанием отопительного сезона – в апреле 2016 года. Тогда у правительства, участников газового рынка и потребителей было бы полгода для того, чтобы подготовится к запуску рынка с началом нового отопительного сезона 2016-2017.

Основное потребление газа, а значит – и основные затраты на его закупку, происходят в зимний период.

Самый решительный премьер

Однако весной 2016 года правительство Арсения Яценюка сменило правительство Владимира Гройсмана. Новый премьер поначалу поступил вполне логично.

Он внес изменения в постановление №758, которыми привязал цену газа для населения к рыночной. За основу “рыночной цены” были взяты котировки немецкой биржи NCG с учетом доставки газа в Украину – так называемый импортный паритет или хаб+.

В постановлении была прописана норма о том, что при изменении котировок более чем на 10%, цена газа для населения должна была пересматриваться. На свою беду, презентуя новую модель PSO, Гройсман заявил, что это “последнее повышение цены газа в истории страны”.

Как и в предыдущий сезон, действие постановления №758 должно было закончиться с окончанием отопительного сезона 2016-1017. Правительство дало себе еще один лаг сроком в год для запуска полноценного рынка газа.

Но в течении 2016 года мировые цены на углеводороды пошли вверх. Газ на NCG подорожал более чем на 10%. А у Гройсмана не хватило духу признать, что он ошибся и соврал, что цена газа в Европе растет, и что цену для украинцев опять нужно повышать.

Вопреки собственному решению, Кабмин заморозил цены на газ для населения. И рынок не наступил.

Весной 2017 года повторилась история весны 2016. Вместо отмены исчерпавшего срок постановления №758, Кабмин принял новое постановление о PSO – №187. И опять ограничил его действие окончанием отопительного сезона 2017-2018. При этом цена газа в нем осталась на прежнем уровне.

Казалось бы – нельзя три года наступать на одни и те же грабли. Если повышение цены на газ неизбежно, то лучше объявить об этом заранее – весной, за полгода до начала отопительного сезона.

Тогда бы люди могли подготовиться. Тогда потребители могли бы успеть утеплить дома, спланировать свои финансы, оформить субсидии.

Но Грйсман смалодушничал и в этот раз. В течении 2018 года постановление №187 о PSO продлевалось сначала до 1 июня, потом – до 1 августа, потом – до 1 сентября, потом – до 18 октября, потом – до 27 октября. А теперь – до 1 ноября. В общей сложности – шесть раз.

Любая организация, которая оперирует деньгами, должна заниматься планированием. Будь то крупнейшая корпорация в стране – НАК “Нафтогаз Украины”, или самое маленькое домохозяйство. Всем необходимо понимать, сколько средств будет потрачено на закупку газа в следующем месяце.

И только благодаря правительству страна живет так, что в пятницу не знает, какой будет цена газа в понедельник.

Субсидии – тормоз рынка

Важно понимать, что даже если бы Гройсман своим волевым решением в какой-то момент не продлил постановление о PSO, рынок газа не заработал бы.

Виной этому – система распределения субсидий. За ее формирование отвечает соратник премьера – министр социальной политики Андрей Рева.

Во-первых, согласно исследованию БизнесЦензор, субсидии очень часто получают вполне состоятельные люди, которые владеют недвижимостью стоимостью от $100 тыс. Примечательно, что даже в элитном доме на Печерске, в котором проживает премьер с семьей, есть субсидианты.

Во-вторых, без монетизации субсидий, ни один независимый поставщик, кроме облгаз-сбытов или поставщика “Нафтогаза”, не согласится поставлять газ населению.

Сейчас государство с опозданием финансирует субсидии. Кроме того, эти деньги компании могут потратить лишь на оплату газа “Нафтогазу” или на оплату налогов.

Сами по себе субсидии нивелируют всю идею повышения цен на газ. Если любой потребитель без официального дохода может оформить себе субсидию, то как стране поможет повышение цен на газ?

В бюджете на 2018 год на субсидии предусмотрено 71 млрд. грн. Примечательно, что прогнозируемые отчисления группы НАК “Нафтогаз” без НДС (налог, заплаченный конечным потребителем) в 2019 году составляют 75,8 млрд. грн.: 30,5 млрд. грн. ренты за добытый газ, 20,2 млрд. грн. налога на прибыль и 25,1 млрд. грн. дивидендов.

Другими словами, всех отчислений НАК “Нафтогаз” в госбюджет после повышения цены газа, едва хватает на то, чтобы покрыть объем субсидий до повышения цены. Очевидно, что с ростом цены газа в 2019 году, придется увеличить и объем средств на субсидии.

Кассовый разрыв в инвестпрограммах ТКЭ

Корень зла в затягивании решения о повышении цены газа. Проблема находится в плоскости производства тепловой энергии. Большинство ТКЭ в стране работает на газе. Большая их часть является коммунальными предприятиями.

По данным Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), в структуре тарифа на централизованное отопление (ЦО) в 2018 году топливная составляющая достигает 98%, в структуре тарифа на централизованную поставку горячей воды (ЦПГВ) – 89%.

Увеличение цены газа должно быть компенсировано в тарифе для ТКЭ. Однако, согласно закону об энергетическом регуляторе (статья 15), принятию любого регуляторного акта о корректировке тарифов должно предшествовать обсуждение проекта решения сроком не менее одного и не более трех месяцев.

Это касается как лицензиатов НКРЭКУ, так и теплопоставляющих компаний, тарифы для которых устанавливаются местными советами.

Лицензиатами НКРЭКУ являются крупные ТКЭ – организации, производящие не менее 170 тыс. Гкал, производящие и транспортирующие не менее 145 тыс. Гкал. При этом, не менее чем у 90% их потребителей должны быть установлены приборы учета.

Если даже тарифы для ТКЭ будут пересмотрены в кратчайшие сроки, пройдет не меньше двух месяцев до того момента, как потребители начнут платить повышенный тариф за отопление и горячую воду.

Также существует проблема с публикацией решений НКРЭКУ в правительственной газете “Урядовый курьер”. Согласно профильному закону решения НКРЭКУ вступают в силу лишь после официальной публикации в этом СМИ (статья 14).

Смешно, что именно Владимир Гройсман положил начало этой проблеме из-за конфликта с предыдущим главой НКРЭКУ Дмитрием Вовком.

Не получив компенсации цены на газ в тарифе в течении нескольких месяцев, ТКЭ не смогут рассчитаться за поставленный газ с НАК “Нафтогаз”.

Согласно действующему Кодексу газотранспортной системы, “Укртрансгаз” пересчитает долги ТКЭ за полученный газ по рыночной цене со штрафным коэффициентом 1,2.

При отсутствии компенсации средств в тарифе, долги ТКЭ за поставленный газ вырастут в 2-2,5 раза. И уже точно никогда не будут погашены.

А виной всему то, что правительство утвердило решение о повышении цен на газ в самый последний момент – за 10 дней до повышения.

К новым ценам не подготовился ни Регулятор, ни местные власти, ни рынок, ни население, ни сам Кабмин.

Очевидно, что для страны в целом больше вреда нанесет отсутствие планирования, чем лишний проценты в повышении цены на газ. Тем более, ее все равно придется повышать дальше.

Именно отсутствие прогнозируемости приведет к нарушению “функционирования страны”, о чем так печется премьер Владимир Гройсман. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version