Жители ряда украинских городов в 2017-2018 гг. переплатили за теплоэнергию от 10% до 50% сверх экономически обоснованного тарифа. К такому выводу пришли эксперты НКРЭКУ проведя ценовой мониторинг по регионам. Возвращать людям переплаченное скорее всего не станут – Нацкомиссия не может регулировать деятельность теплокоммунэнерго-нелицензиатов.
Однако вполне вероятно, что жителей “пострадавших” городов ждет приятный бонус. В то время как платежки за тепло по всей Украине потяжелеют из-за повышения цен на газ на 14-17%, они смогут избежать роста коммунальных тарифов.
Тарифы завышены
По данным Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, необоснованное завышение тарифов на теплоэнергию для потребителей установили коммунальщики Луцка, Житомира, Ивано-Франковска, Тернополя. А также ряда не столь крупных населенных пунктов Киевской, Днепропетровской, Кировоградской, Винницкой и Полтавской областей.
К примеру, разница между средневзвешенным тарифом комиссии и тарифами, установленными местными властями Славянска, достигает 70%, а Ивано-Франковска – 41%. На 27,6% завышены тарифы в Славутиче, на 26,6% – в Вишневом – на 26,6%. Жители Василькова переплачивали 19,4%, Боярки – 37,7% (все – Киевская область), Червонограда – 20%, Дрогобыча – 28,7%.
Местные власти против
Местные власти, впрочем, опровергают все обвинения. И готовы дать обстоятельный ответ, обосновав установленные тарифы.
“Расчеты НКРЭКУ не учитывают все затраты, которые несет предприятие по производству тепловой энергии, например, уровень оплаты персонала предприятия. Все тарифы, которые утверждают органы местного самоуправления, проходят через одобрение общественной комиссии. Мы в громаде хорошо понимаем, что это наше предприятие и от его экономической состоятельности зависит энергетическая безопасность всего города и гарантия предоставления услуг”, – рассказал UBR.ua первый заместитель городского головы Славутича Виктор Шевченко.
Эксперты обращают внимание, что в небольших городах тарифы действительно могут быть выше, чем в крупных. И связано это с затратами, которые “разбрасывают” на меньшее число жителей.
“Во-первых, есть старые долги, которые нужно покрывать. Во-вторых, много потребителей отключаются от централизованного отопления и переключается на индивидуальное. В Шепетовке, например, таких 20% квартир. В результате затраты теплокоммунэнерго раскидываются на оставшихся, что приводит к более существенному росту тарифов, чем в крупных городах”, – рассказал UBR.ua экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко.
В Ассоциации городов Украины также не согласны с позицией НКРЭКУ. Здесь считают, что чиновники увлеклись популизмом, а местным властям виднее, как правильно рассчитывать тарифы. Кроме того, они имеют полное право устанавливать тарифы на коммунальные услуги самостоятельно, без согласования с Нацкомиссией. Ведь еще в прошлом году примерно сотня теплокоммунэнерго были переданы НКРЭКУ в ведение местных властей в рамках стратегии тарифной децентрализации. Под контролем ведомства осталось всего 40 лицензиатов.
“20 млрд. грн. долгов за газ накопилось у ТКЭ за последние годы – это самый красноречивый показатель “эффективности” тарифов и регулирования. На конечную цену влияет не только газовый тариф, но и стоимость электроэнергии, уровень зарплат персонала”, – рассказал UBR.ua первый заместитель главы Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук.
В самом НКРЭКУ на встречные выпады никак не реагируют. И даже отказываются отвечать, стоит ли людям рассчитывать на перерасчет по старым платежам на основе приведенного мониторинга. Позиция чиновников проста – за деятельность нелицензиатов они никакой ответственности не несут.
“Подобные вопросы должна задавать общественность местным властям. Мы только провели мониторинг тарифообразования, а разобраться должны на местах сами. Это не наши лицензиаты”, – резюмировали UBR.ua в НКРЭКУ.
Поиск крайнего
Но если никаких правовых и экономических последствий расчет Нацкомиссии не имеет, к чему было затевать масштабную всеукраинскую “перепись тарифов”? Эксперты полагают, что искать ответ на этот вопрос следует в политической плоскости. А проведенный мониторинг центральные власти накануне выборов используют как инструмент давления на чиновников на местах. Ненавязчиво намекая им, что повышать тарифы после роста цен на газ не стоит.
В качестве подтверждения своей гипотезы, эксперты указывают на тот факт, что результаты исследования Нацкомиссия обнародовала сразу после решения поднять цены на газ для населения на 23,5%.
“Вмешательство НКРЭКУ в сферу Министерства экономики и Министерства регионального развития неоправданно. Это политический вопрос. В результате газового подорожания тарифы для лицензиатов скорректирует комиссия, а нелицензиатов – местные власти. И там начнется возмущение: пойди объясни людям, почему ты повышаешь тарифы”, – уверен Алексей Кучеренко.
Эксперты прогнозируют, что чиновники на местах, весьма чуткие к подобным сигналам центральных властей, будут вынуждены сдерживать рост тарифов вследствие возросшей цены на газ.
“Цены на газ выросли, тарифы для населения будут однозначно пересматриваться. Но потребителей тех ТКЭ, которые названы в релизе НКРЭКУ, возможно, “газовое” подорожание не коснется, ведь они уже “переплатили”, – спрогнозировал UBR.ua эксперт в области энергетики Валентин Землянский.
Потребителям же других ТКЭ следует ожидать неизбежного подорожания цены на тепло на 14-17%. По оценке Ярослава Рабошука, в течение двух месяцев после подорожания газа 1 ноября будет проходить процесс утверждения новых тарифов, которые вступят в действие примерно в конце декабря. (Алексей Ермоленко, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)