Импорт бензинов по итогам первых 9 месяцев составил 837 тыс. т, что на 12,1% (115,3 тыс. т) меньше, чем за аналогичный период 2017 г., сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Белорусские НПЗ, на которые приходится 80% всего импорта бензина, по итогам 9 месяцев сократили поставки на украинский рынок на 14,4% (113,5 тыс. т) до 674 тыс. т. Поставки литовского бензина из Мажейкяйского НПЗ за три квартала этого года выросли на 13% (15,7 тыс. т) до 137 тыс. т. В сентябре импорт составил рекордные в этом году 20,4 тыс. т.
Внутреннее производство бензинов за 9 месяцев 2018 г. увеличилось на 3% (18 тыс. т) до 637 тыс. т.
Доля ресурса украинских производителей в балансе рынка по итогам 9 месяцев составила 43,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. она выросла на 4,7 процентных пункта – с 39,5% до 43,2%. Напомним, по итогам 6 месяцев 2017 г. доля внутреннего производства балансе рынка достигала 45%.
Объем рынка бензина по итогам трех кварталов сократился на 6% (92 тыс. т) и составил 1474 тыс. т.
По итогам 2017 г. рынок бензинов сократился на 8,6% – до 2015 тыс. т. Согласно прогнозам “Консалтинговой группы А-95”, по итогам текущего года рынок бензинов сократится на 8% – до 1850 тыс. т. Основной причиной уменьшения рынка бензинов является рост потребления сжиженного газа. Рынок СУГ с 2015 г. по 2017 г. вырос вполовину (до 1,6 млн. т) и продолжает увеличиваться.
В июне “Укртатнафта” обратилась к Министерству экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) с предложением привести акцизы на бензин и дизтопливо к единой ставке – 164 евро/тыс. л. При этом акциз на сжиженный газ предлагается повысить до 87 евро/тыс. л. По мнению компании, это позволит прекратить падение потребления бензинов.
По оценкам “А-95”, в случае пересмотра ставок акцизного налога, как предлагает “Укртатнафта”, розничная цена бензина снизится на 1,8 грн./л, а сжиженного газа, в свою очередь, вырастет на 1,3 грн./л, дизельного топлива – на 0,9 грн./л. (Enkor/Энергетика Украины и мира)