24 октября 2018 г. вступило в силу постановление НКРЕКУ от 12.06.2018 №375 “Об утверждении Порядка обеспечения стандартов качества электроснабжения и предоставления компенсаций потребителям за их несоблюдение”. Если качество электроэнергии была неудовлетворительной или перепады напряжения привели к материальному ущербу, то можно подавать жалобу. Однако для начала нужно установить смарт-счетчик, чтобы зафиксировать показатели.
Как отмечается в карточке нормативного акта на сайте Верховной Рады Украины, документ был официально опубликован в “Правительственном курьере” №198 23 октября 2018, и вступил в силу на следующий день после опубликования
Постановлением определено, что гарантированный стандарт качества электроснабжения – минимальный уровень качества предоставления услуг Оператор системы передачи (далее ОСР) или электропоставщика, который должен быть обеспечен потребителю в объеме и сроки, определенные действующим законодательством, и за несоблюдение которого потребителю предоставляется компенсация.
Порядок определяет перечень общих и гарантированных стандартов качества электроснабжения и регулирует отношения, связанные с электроснабжением, защитой прав потребителей и предоставлением электропоставщиков или оператором системы распределения (ОСР) компенсации за несоблюдение гарантированных стандартов качества электроснабжения потребителей или заказчикам (в случае несоблюдения гарантированных стандартов качества в присоединении к электрическим сетям).
Порядок применяется к субъектам хозяйствования, получивших лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по поставке электрической энергии потребителю или распределения электрической энергии.
К гарантированным стандартов качества предоставления услуг ОСР относятся:
– соблюдение показателей изменение напряжения, установленных Кодексом систем распределения;
– устранение причин несоблюдения показателей качества электрической энергии по результатам рассмотрения жалобы (претензии) потребителя относительно качества электрической энергии со дня, следующего за днем, когда ОСР стал известен факт несоблюдения показателей качества электроэнергии по результатам проведения измерения, либо со дня, следующего за днем получения жалобы (претензии) потребителя, если ОСР уже были известны причины несоблюдения показателей качества электрической энергии: в срок 30 дней в случае возможности их устранения оперативными действиями персонала ОСР; в срок 180 дней в случае необходимости проведения строительных работ или замены элементов сети;
– рассмотрение жалоб (претензий) потребителя относительно качества электрической энергии: в срок 15 дней без проведения измерений параметров качества электрической энергии в точке распределения потребителю; в срок 30 дней при проведении измерений параметров качества электрической энергии в точке распределения потребителю;
– восстановление электроснабжения после начала перерыва в электроснабжении в течение 24 часов;
– выдача технических условий на присоединение вместе с проектом договора о присоединении со дня регистрации заявления о присоединении: в срок 10 рабочих дней для стандартного присоединения; в срок 10 рабочих дней для нестандартного присоединения без необходимости согласования технических условий с оператором системы передачи; в срок 20 рабочих дней для нестандартного присоединения при необходимости согласования технических условий с оператором системы передачи;
– представление рабочего напряжения для проведения испытаний электрооборудования заказчика со дня получения заявления заказчика с полным пакетом документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с требованиями Кодекса систем распределения: в срок 5 рабочих дней, если подача напряжения не требует прекращения электроснабжения других Пользователей; в срок 10 рабочих дней, если подача напряжения требует прекращения электроснабжения других Пользователей;
– подключение электроустановок заказчика к электрической сети со дня получения заявления заказчика: в срок 5 рабочих дней, если подключение не требует прекращения электроснабжения других Пользователей; в срок 10 рабочих дней, если подключение требует прекращения электроснабжения других Пользователей;
– выдача бумажного экземпляра подписанного договора о предоставлении услуг по распределению в срок 3 рабочих дня со дня получения соответствующего обращения потребителя;
– выдача подписанного ОСР паспорта точки распределения в срок 10 рабочих дней с даты получения соответствующего обращения потребителя;
– восстановление электропитания электроустановки потребителя, которая была отключена по заявлению потребителя, в срок 5 рабочих дней с даты предоставления потребителем документов, подтверждающих оплату лицензиату услуги по восстановлению электропитания
– восстановление электропитания электроустановки потребителя, которая была отключена по инициативе ОСР, с даты предоставления потребителем подтверждения устранения выявленных нарушений, оплаты задолженности за предоставленные услуги и / или несанкционированный отбор электроэнергии, а также возмещения убытков (при их наличии): в городской местности – в срок 3 рабочих дня; в сельской местности – в срок 5 рабочих дней
– восстановление электропитания электроустановки потребителя, которая была отключена по обращению электропоставщика, с даты получения от электропоставщика информации об устранении причин отключения: в городской местности – в срок 3 рабочих дня; в сельской местности – в срок 5 рабочих дней
– проверка счетчика в срок 20 дней с даты получения от потребителя соответствующего заявления;
– рассмотрение обращений / жалоб / претензий потребителей со дня получения обращения / жалобы / претензии потребителя: в срок 30 дней в срок 45 дней, если при рассмотрении обращения необходимо осуществить техническую проверку или провести экспертизу средства учета электрической энергии;
– рассмотрение обращений потребителей по возмещению убытков, причиненных вследствие несоблюдения ОСР показателей качества электроснабжения, в срок 30 дней с даты получения обращения;
– рассмотрение обращений потребителей по проверке правильности счета за услуги по распределению электроэнергии, если выставления таких счетов ОСР предусмотрено в договоре о предоставлении услуг по распределению электрической энергии с потребителем, в срок 5 рабочих дней с даты получения обращения.
В случае несоблюдения гарантированных стандартов качества предоставления услуг, ОСР предоставляет потребителю (заказчику – в случае несоблюдения гарантированных стандартов качества при оказании услуги по присоединению к электрическим сетям электроустановок, предназначенных для потребления) компенсацию. Размеры компенсации приведены в приложении 1 к Порядку обеспечения стандартов качества электроснабжения и предоставления компенсаций потребителям за их несоблюдение.
Для того, чтобы зафиксировать, а затем получить компенсацию за некачественную напряжение потребители имеют вместо аналоговово установить смарт счетчик.
“Смарт счетчик помогает контролировать, а главное фиксировать протокол отклонения показателей”, – написал Игорь Черкашин в фейсбуке.
Смарт счетчик – это следующее поколение цифровых счетчиков электроэнергии, газа, воды и тепла, основанных на более современных технологиях.
Они заменяют ваши старые аналоговые счетчики. Также они оснащены рядом полезных дополнительных функций, которые могут принести вам пользу.
“Разумность” этого счетчика наблюдается в том, что он может связываться с вашей сетью или оператором энергии самостоятельно с помощью таких устройств, как ваш компьютер, ноутбук, планшет или смартфон.
Александр Карпенко, руководитель группы администрацийного коммерческого учета в НЭК “Укрэнерго”, прокомментировал это так: ” Энергетика становится цивилизованной”. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)