Скидки по топливным талонам достигли максимума. На интернет-площадках размещены сотни предложений, позволяющие конечному потребителю сэкономить до 5 грн. на литре. Сети АЗС демпингуют сами себя, но продолжают продавать талоны налоговым оптимизаторам. По данным enkorr, на талонах держится более трети топливного рынка.
Главная претензия операторов к инструменту – это то, что из-за мошенников талоны из корпсектора попадают в розницу.
“Топливные талоны – удобный инструмент для корпоративных клиентов, – отмечают в пресс-службе WOG. – Но последнее время некоторые компании используют разнообразные незаконные схемы отмывания средств и пр. Поэтому инструмент нужно усовершенствовать”.
По рукам и ногам
“Талонная схема” – одна из самых популярных на теневом рынке. В материале “На заправку – по налоговым ямам” enkorr писал, что махинации с топливными талонами прокручивают как реальные автотранспортные и агропредприятия, так и чистые посредники. Первые около 40% талонов используют для собственных нужд, 60% сбывают в Интернете. Вторые, все скупленные оптом, направляют в розницу.
Еще недавно оптовая скидка, на которую могли рассчитывать крупные покупатели, составляла 4 грн./л. В Интернете по талонам можно было приобрести топливо дешевле на 3 грн./л. Следовательно, посредники забирали у розничных операторов 1 грн. На данный момент скидки достигают 5 грн./л, и маржа сетей АЗС продолжает падать.
Ситуация усугубляется ценовыми колебаниями на мировом рынке. При ценовых скачках эмитент талонов с фиксированный стоимостью всегда несет финансовые убытки.
“Мировые цены на топливо начали расти в начале сентября, а скачок на заправках произошел в конце месяца. Все это время маржа АЗС и так сжималась”, – отметил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
Учитывая конъюнктуру рынка, операторы, само собой, не заинтересованы фиксировать цены, но и отказываться от инструмента не спешат. Поэтому они отграничивают срок действия талона.
“У каждого оператора свой срок действия талона, но в любом случае, такое ограничение направлено на уменьшение ценовых рисков”, – пояснил заместитель директора ООО “Гепард Ойл” Виталий Пономаренко.
Кроме того, на рынке отмечают, что талоны неудобны и тем, что их производство требует немалых затрат.
Умное решение
“От талонов надо отказываться всем. И перейти на электронные, четко администрируемые системы. Топливные карты, как минимум. С персональным получателем, а не безымянным”, – говорит владелец компании “Прайм” Дмитрий Леушкин.
Существует несколько вариантов использования электронных карт с топливом. Литраж размещается на отдельном счете, с которого уже перенаправляется на карты, или же “литры” отправляются в определенную область, и распределение осуществляется на месте.
Но для большей части корпклиентов, которые покупают топливо по безналу, смарт-карты невыгодны. Автотранспортные и агропредприятия не хотят отказываться от серых схем, позволяющих получать фиктивное НДС и зарабатывать на перепродаже талонов частникам. В госсекторе же, который также активно пользуется этим инструментом, талоны стали частью коррупционной системы – своеобразной валютой для выражения благодарности.
“Талон воспринимается как реальный товар. То есть, фактически это то, что можно положить в сейф и по необходимости распределять по своим нуждам. У нас есть и топливные карты, но клиентов, которым они интересны, можно на пальцах сосчитать”, – говорит enkorr гендиректор ООО “Техойл ТМ” Виталий Пащенко.
Для сетей АЗС наибольшие ценовые риски несут карты с литровой схемой работы, поскольку цена на купленное топливо фиксируется без привязки ко времени. Топливные талоны работают аналогично, но уже с временными ограничениями. По гривневым картам фиксируется только скидка, поэтому ценовых рисков для АЗС нет.
Переход на электронные карточки неизбежен, уверены участники рынка. В то же время от клиентов, и, следовательно, больших проливов, никто отказываться не готов. Топливные талоны обеспечивают в среднем 30-50% продаж сетей АЗС. По данным “Консалтинговой группы А-95”, в 2018 году реализация бензина по безналичному расчету заняла 18-19%. Что касается дизельного топлива и сжиженного газа, показатель находится на уровне 47-48% и 14-15% соответственно. В такой патовой для операторов ситуации выходом может стать запрет талонов на законодательном уровне. Конечно, если государство, будучи крупнейшим их потребителем, станет бороться с коррупцией и теневым сектором. (Enkor/Энергетика Украины и мира)