“Сегодня Луганская ТЭС вынужденно перешла с угля на газ. ТЭС в городе Счастье переведена на использование газа из-за невозможности поставок угля железнодорожным транспортом с территории России, – написал 6 ноября на своей странице в Facebook заместитель председателя Луганской облгосадминистрации Юрий Клименко. – По этому поводу есть соответствующее решение правительства и “Нафтогаза”. Параллельно будем “выбивать” квоту на ввоз угля, как это было ранее, с территории Российской Федерации. Станция может работать как на угле, так и на газе, но уголь – дешевле. Население области это не коснется, тарифы останутся неизменными. Работаем над тем, чтобы удержать ситуацию”.
Эта история началась месяц назад. 9 октября стало известно, что отопительный сезон в Луганской области находится под угрозой срыва из-за прекращения поставок российского антрацита. Большую часть региона обеспечивает теплом Луганская ТЭС ООО ДТЭК “Востокэнерго” в городе Счастье. Ее восемь котельных агрегатов могут использовать в качестве топлива уголь марки “А”, газ и мазут, но исторически станция всегда была “завязана” на российский антрацит.
Однако в первых числах сентября россияне прекратили поставку угля на Луганскую теплоэлектростанцию. Конфликт развился из-за того, что еще в апреле 2017 г. уголь на территорию области завозился вагонами, владельцем которых является российское АО “Сбербанк Лизинг”. Поскольку эта компания находится на территории РФ, на эти вагоны распространились санкции, введенные указами Президента Украины. Проще говоря, железнодорожные вагоны не были возвращены отправителю.
Тогда российские поставщики антрацита предупредили, что если подвижной железнодорожный состав не будет возвращен, то со стороны РФ сначала будут ограничены поставки угля, а затем и вовсе прекратится пропуск угля на территорию Украины. При этом географическое расположение Луганской ТЭС таково, что поставлять туда уголь из других регионов Украины по железной дороге – невозможно, а чтобы заменить железнодорожный транспорт автомобилями – пришлось бы организовать круглосуточное круговое движение колонны из сотен грузовиков.
В результате, когда запас угля на Луганской ТЭС закончился, работа станции была переведена на резервное топливо – газ. Эксперт по вопросам энергетики, бывший член НКРЕКП Андрей Герус на своей странице в Facebook прокомментировал это так: “С 11 октября российская сторона не дает квоты на поставки угля, который раньше поступал из Ростовской области. Со своей стороны ДТЭК не сформировал достаточные запасы угля для минимизации рисков в отопительный сезон, поэтому станция полностью зависела от работы “с колес”. Вырабатываемой энергии при использовании газа – около 3,5 грн за кВт/час. Сейчас “угольным” тарифом покрывается около 1,75 грн за кВт/ч”.
По информации эксперта, правительство еще в прошлую среду приняло решение, по которому другие производители своими дополнительными платежами частично компенсировали убытки Луганской ТЭС. “Но НКРЕКП (пока) не принимает такого решения – в повестке дня на эту неделю такого вопроса нет, – сообщил Герус. – Итак, с сегодняшнего дня Луганская ТЭС будет генерировать убытки в размере 14 млн. грн в сутки, к концу года это будет около 850 млн. грн. При общей годовой EBITDA ДТЭКа более 20 млрд. грн это не критично, хотя и болезненно”.
“Использование газа вместо угля делает вырабатываемую тепловую энергию дороже где-то в пять раз, – сказал “ДС” директор департамента массовых коммуникаций Луганской облгосадминистрации Александр Костенко. – На коммунальных платежах для населения это, однако, не отразится, так как будет напрямую поступать компенсация в адрес ТЭС. Тарифы останутся “угольными”, а превышение расходов будет компенсироваться из бюджета”.
В свою очередь, глава департамента ЖКХ Луганской облгосадминистрации Виталий Сурай так прокомментировал для “ДС” сложившуюся ситуацию: “По теплу сейчас вообще никаких проблем нет. Разве что будет пересчитан тариф для коммунального предприятия, которое распределяет тепло. Потому что себестоимость энергии вырастает в четыре раза. Однако сейчас тарифы для населения все равно самые низкие, и даже если тарифы и поднимутся, то вряд ли это будет в два раза, плата для населения все равно останется самой низкой и в Луганской области (Луганская ТЭС обеспечивает теплом не всю область, – Ред.), и в Украине. Но пока расчетов мы не видели. Есть решение правительства по компенсации затрат, которые несет ТЭС, работая на газе. Это будем оплачивать мы все, как граждане Украины”.
В этой истории, несмотря на временный хэппи-энд, без ответа остается еще ряд вопросов. Во-первых, непонятно, возобновится ли поставка антрацита из России. Неофициально переговоры с российскими поставщиками продолжаются, но дадут ли они результат – неизвестно. Также из комментариев чиновников до конца непонятно, каков будет механизм компенсации экономических потерь Луганской ТЭС. Наконец, нельзя пока сказать точно, когда и насколько поднимется плата за теплоснабжение для жителей Луганской области. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)